Эпоха творческого взрыва. Что покажут московские театры в новом сезоне?

Александр Збруев и Дмитрий Певцов во время сбора труппы Московского государственного театра «Ленком» в преддверии 93-го театрального сезона. © / Владимир Федоренко / РИА Новости

От Вампилова до гофманиады

Главным событием 93-го сезона в «Ленкоме» его директор Марк Варшавер назвал новую постановку Марка Захарова «Капкан» по пьесе, написанной самим художественным руководителем театра по произведению Владимира Сорокина. А режиссёр Глеб Панфилов будет ставить на Малой Дмитровке пьесу канадца Норма Фостера «Давние знакомые» с Инной Чуриковой и Александром Збруевым в главных ролях.

   
   

Театр им. Маяковского открыл свой 97-й сезон целым парадом спектаклей с участием Светланы Немоляевой, посвятив это шествие 60-летнему юбилею её работы на этой сцене.

В новом сезоне зрители увидят 4 премьеры. Две из них по­ставит художественный руководитель Миндаугас Карбаускис. Он представит новую версию старого спектакля «Йокнапатофа» по роману Уильяма Фолкнера, а также камерную постановку под названием «Ни одна душа не знает, что мы делаем, что думаем, кто мы такие» по пьесе Томаса Берн­харда «На покой». В январе – премьера Анатолия Шульева «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова с Игорем Костолевским в главной роли. Весной свой новый спектакль «Дикарка» по пьесе Александра Островского и Николая Соловьёва москвичам покажет Юрий Иоффе. По словам Карбаускиса, в театр пора приглашать и новых режиссёров тоже.

Художественный руководитель Московского академического театра имени Владимира Маяковского Миндагаус Карбаускис и актриса Светлана Немоляева во время сбора труппы. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

В Et Cetera под руковод­ством Александра Калягина в 27-м сезоне премьер ещё больше. Спектакль «Циники» по повести Анатолия Мариенгофа поставит Полина Золотовицкая, Егор Равинский представит публике постановку «Моя жизнь» по повести Чехова.

В декабре зрителей ожидает премьера Михаила Бычкова «Так погиб Гуска» по пьесе Миколы Кулиша. В июне режиссёр Роман Феодори представит постановку, которая носит рабочее название «Гамельнский крысолов». Специально для театра по немецкой легенде пьесу готовит драматург Ярослава Пулинович.

А в январе уже 2020 г. главный режиссёр театра Роберт Стуруа начнёт репетировать гофманиаду, обратившись сразу к нескольким произведениям немецкого классика. По признанию Стуруа, он не очень любит новые технологии в театре, но в грядущей постановке они будут очень органичны, потому что фантастика Гофмана такие новшества принимает легче.

Гумилёв и Мольер

В 23-м сезоне своего театра Роман Виктюк снова обращается к шедеврам литературы Серебряного века. На этот раз в поле зрения маэстро – «Отравленная туника» Николая Гумилёва.

   
   

«Та эпоха творческого взрыва на связи со мной всегда, независимо от того, что ставлю, – говорит Виктюк. – Гумилёв на нашей сцене впервые, и его потрясающую пьесу невозможно рассматривать в отрыве от его страшной судьбы. Эта вещь не может быть неинтересна современному зрителю. Противостоять жестокой дей­ствительности, в которой существовал писатель и сейчас, к сожалению, существуем мы, возможно только наивысшими выплесками творческой энергии! Сама высота этого гениального текста, его изысканность, его насыщенность энергией любви, творчества и… смерти – уже спасение».

Режиссёр Роман Виктюк и художественный руководитель Московского драматического театра имени А. С. Пушкина Евгений Писарев. Фото: РИА Новости/ Сергей Пятаков

Второй премьерной постановкой театра станет спектакль по пьесе Славомира Мрожека «Танго». По мнению режиссёра Игоря Неведрова, эта пьеса сегодня необходима – есть шанс увидеть себя со стороны. «Театр абсурда, – говорит он, – актуален теперь как никогда. Если осмотреться вокруг и взглянуть на происходящее беспристраст­ным взглядом, станет понятно, сколько абсурдного рядом». В постановке будет задействован молодой состав Театра Романа Виктюка, с его свежей кровью, образом мышления и взглядом на жизнь.

Театр сатиры открыл свой 96-й сезон спектаклем «Укрощение строптивой», по­свящённым памяти Валентина Плучека. Это одна из лучших постановок главного режиссёра, которую театр бережно хранит в репертуаре. В честь 110-летия легендарного главрежа в холле открылась выставка из театрального архива.

В октябре зрители увидят ироничную премьеру «Хотим сыграть Мольера» по пьесе гения французского театра «Мещанин во дворянстве» с Фёдором Добронравовым в главной роли. Также в планах театра спектакль по роману Эмиля Золя «Дамское счастье».

О целой серии премьерных постановок на 74-й сезон заявил на сборе труппы новый художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов, добавив, что это не будет парад его спектаклей.

удожественный руководитель театра на Малой Бронной, режиссер Константин Богомолов на традиционном сборе труппы Московского драматического театра на Малой Бронной перед началом нового сезона. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

Для себя Богомолов выбрал знаменитые «Покровские ворота» Леонида Зорина, «Ифигению в Авлиде» Еврипида и «Судьбу-индейку» Анатолия Софронова, которая уже шла в театре в постановке Андрея Гончарова. Худрук также нач­нёт работу над спектаклем по роману Льва Толстого «Война и мир».

Режиссёр Олег Долин, который блестяще зарекомендовал себя постановками на новой сцене Театра наций и в Российском академическом молодёжном театре, уже осенью выпустит спектакль по пьесе Карло Гоцци. Кирилл Вытоптов поставит на малой сцене «Слово о полку Игореве», премьера спектакля состоится до конца 2019 г. А весной 2020 г. Владиславс Наставшевс представит свою версию чеховского «Вишнёвого сада».

Специально для детских спектаклей будет создана программа «Большие режиссёры маленьким зрителям», цель которой – сделать спектакли для семейного просмотра настоящим художественным событием.

Ведутся переговоры с режиссёрами Филиппом Григорьяном, Даниилом Чащиным о постановках по произведениям Набокова, Островского, Достоевского.

«Для меня очень важна формула «творчество – успех – деньги – творчество», – сказал актёрам на сборе труппы Константин Богомолов. – Настоящее вложение в творчество, энергетическое вложение, приводит к успеху. Настоящий успех даёт кассу. Касса должна тратиться на то, чтобы снова творить, снова экспериментировать, снова исследовать новое».

Художественный руководитель Московского академического театра Сатиры Александр Ширвиндт (справа) и художественный руководитель Московского театра О. Табакова Владимир Машков. Фото: РИА Новости/ Илья Питалев

Фестиваль учеников Табакова

Художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков сообщил, что первой премьерой 34-го сезона станет «Ревизор» в постановке Сергея Газарова. «Надеюсь, что будут большие творческие открытия у всех участников этого спектакля», – сказал Машков на сборе труппы. Сам он появится перед зрителями в роли Городничего.

Руководитель театра уже приступил к репетициям спектакля «Ночь в отеле с Альбертом Эйнштейном и Мэрилин Монро». Следующей постановкой Машкова будет большой и сложный спектакль под названием «А.Н.О.» по пьесе Агаты Кристи «Десять маленьких индейцев». По словам худрука, эта пьеса очень лихая – будет серьёзный состав и можно будет максимально реализоваться творчески.

С сентября по декабрь в столице пройдёт первый фестиваль учеников Олега Табакова «Атом Солнца». Это будут спектакли в театрах, где они играют, а также мастер-классы для студентов. «Мы начинаем собирать наследие Олега Павловича, – говорит Машков. – Уточнять его для себя, потому что продолжаем его дело, и на нас огромная ответ­ственность».

Константин Райкин поставит в «Сатириконе» «Плутни Скапена» Мольера. «Мы впишем эту пьесу в уже имеющуюся у нас постановку «Лекарь поневоле» и таким образом сэкономим на декорациях», – уточняет он.

На малой сцене в начале 2020 г. Владимир Жуков выпустит спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской. У театра уже есть договорённости с режиссёрами Юрием Бутусовым, Дмитрием Крымовым, Егором Перегудовым и Тимофеем Кулябиным по новым постановкам, но, по словам Райкина, они выйдут не раньше второй половины весны 2020-г.