В Москву приехала японская театральная труппа Seinendan – режиссер, работники сцены и актеры: люди и роботы. Хрестоматийную чеховскую пьесу «Три сестры» японцы обыграли по-своему: одна из сестер в спектакле – настоящий андроид. Другой же — робот попроще, просто помогает персонажам по хозяйству.
Московскими выступлениями Seinendan закрывает свое мировое турне – с этим спектаклем японцы успели побывать уже в нескольких странах, включая Францию, Испанию, Тайвань.
Чем отличается «Андроид-версия» от «обычной»
Режиссер и театральный новатор Ориза Хирата прославился в Японии и мире своими экспериментами с участием роботов в спектаклях. Впервые использовать механических актеров он попробовал еще 5 лет назад и с тех пор осуществил уже несколько разных проектов: «Я работаю», «В глубине леса», «До свидания». «Три сестры» же – новейшая постановка. И роботы в ней используются самые продвинутые. В «Андроид-версии» их используется два: беленький Robovie R3, похожий на персонажа из мультика «Валли», и Geminoid F, максимально похожий на свой прототип – реального человека. Разрабатывались они в Университете г. Осака и Специальной лаборатории ATR Хироси Исигуро, которая специализируется на новейших разработках робототехники.
Хирата своими новыми актерами доволен: «С ними работать даже проще, чем с людьми – они никогда не забывают текст и не жалуются». Правда, места для импровизации «человеческим» артистам совсем не остается – из-за андроидов все действие и диалоги в постановке расписаны по минутам и секундам.
По сюжету, младшая из сестер – наша Ирина, а в японской версии Икуми, в силу загадочных причин становится андроидом. Старшие сестры продолжают жить своей привычной жизнью и общаются с младшей, как с живой. Она им отвечает, перемещается по сцене на своем передвижном кресле, да и вообще ведет себя, как реальный человек.
Поскольку в Японии роботы уже плотно вошли в привычную жизнь людей, все, что зритель видит на сцене – это уже фактически наступившее будущее, считает режиссер. Тут как с мобильными телефонами: ими можно пользоваться или нет, но они все равно есть.
Что могут роботы
«Роботы могут все, надо их просто запрограммировать», — рассказал на пресс-конференции в прошлом ученик, а теперь – коллега Хироси Исигуро, создателя механических актеров.
Например, Robovie R3 – это преемник поступившего в продажу еще в 2010 году робота, который может помогать своему владельцу по хозяйству. Вот и в спектакле модель ездит в магазин, покупает продукты и советуется с сестрами по поводу меню. При этом он оборудован множеством сенсоров – чтобы ориентироваться в пространстве, перемещаться, общаться с человеком. Обладает повышенной проходимостью. А прощаясь, робот всем почтительно кланяется.
Geminoid F устроен по-другому. На теле «Икуми» расположено 12 пневмоприводов, которые заставляют ее «дышать», моргать, двигать губами, поворачивать голову. Поскольку в спектакле важнее всего было показать коммуникацию андроида с другими людьми, то в первую очередь разработчики научили «младшую сестру» мимике. Затем все партии робота «сыграла» настоящая актриса – ее движения сняли на видео, расшифровали и запрограммировали геминоида их повторять. Поэтому ведет себя на сцене Икуми, как живой человек – даже движения ее губ выглядят естественными.
«Выключайте телефоны!»
Перед началом спектакля всех зрителей будут просить полностью отключить мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки и любые другие гаджеты, которые могут иметь доступ к сетям wi-fi – они могут повредить главной «актрисе»-андроиду. Как признался инженер, такие случае у них уже случались – робот просто «зависал» на сцене. Сейчас проблема уже улажена, но меры безопасности все равно предпринимают. «Это как в самолете: из-за включенного телефона самолет, может быть, и не упадет, но лучше, все же, не рисковать», — пошутили организаторы.
Реакция зрителей
Если в Японии людей больше интересуют технические возможности роботов, то в остальных странах любопытство вызывает скорее сам факт участия андроида в спектакле, рассказал режиссер. Тем не менее, роботов-актеров создавали осторожно, чтобы не испугать зрителей.
— В нашем институте мы исследуем, как люди реагируют на роботов, строим графики, — объяснил инженер из Осаки. — Оказалось, что чем сильнее андроид похож на человека, тем больше симпатии он вызывает. Однако, в какой-то момент, если робот слишком «натурален», ситуация кардинально ломается, и люди относятся к нему резко негативно. Поэтому для нас было очень важно сделать такого андроида, который не вызывал бы чувства страха или неприязни у зрителей.
Со своей задачей ученые вроде бы справились — по словам постановщика, зрителям спектакль нравится, хотя издалека Икуми не отличишь от реальной девушки. Даже сидя на одном месте, «она» моргает, периодически наклоняет голову, может немного податься вперед. Но когда на пресс-конференции в какой-то момент с грохотом упала металлическая конструкция с афишей спектакля, все присутствующие одновременно вздрогнули. Все, кроме андроида — он так же невозмутимо сидел рядом с рухнувшей установкой. Стало немного жутко.
Дальнейшие планы
В следующем году Seinendan хочет провести новый эксперимент: во Франции они сделают постановку по новелле Кафки «Превращение». Только если у писателя главный герой превращался в насекомое, то здесь ему предстоит стать андроидом. Привыкать работать с роботами придется французам – актерский состав наберут из местных.
Пока же все мысли Оризы Хираты сосредоточены на московской премьере.
— Я знаю, что для русских чеховские «Три сестры» — это почти священный текст, поэтому очень волнуюсь и надеюсь, что вы хорошо примете мой спектакль, — робко сказал режиссер. — Может быть, если б Чехов жил сейчас, он бы именно так все и увидел.
Посмотреть робо-спектакль, главным организатором которого является Посольство Японии в России, можно 4, 5 и 6 октября в театре «Школа драматического искусства» на Сретенке. Именно он откроет традиционный ежегодный фестиваль японской культуры «Японская осень-2013».