«Я очень даже есть!» В чем упрекнули Домогарова, сыгравшего Вертинского

Александр Домогаров в главной роли. © / Татьяна Уланова / АиФ

В Московском Доме музыки прошли два премьерных спектакля «Вертинский» с Александром Домогаровым в главной роли. 

   
   

Музыкально-драматическая постановка режиссера Нины Чусовой о судьбе артиста, 25 лет прожившего в эмиграции, по сути — моноспектакль Домогарова. Вместе с ним на сцене и мим Андрей Кислицин (alter ego Вертинского), и квартет Евгения Борца (сам музыкант — у рояля). Но от Домогарова сложно оторвать взгляд. За многие месяцы подготовки спектакля он буквально сжился со своим героем-тезкой. Порой казалось, что он рассказывает о себе самом, читает свои письма. А ведь не подражал Вертинскому, не грассировал. И ни одного слова от артиста Домогарова в спектакле нет. Только мысли Вертинского. Его стихи. Его музыка, в том числе любимые многими песни «Доченьки» и «Мадам, уже падают листья».

«Это не масскультура» 

Для использования песен и дневников Маэстро создатели спектакля получили официальное юридическое разрешение от родственников Александра Вертинского, но пока ни дочери Анастасия и Марианна, ни внуки артиста постановку не видели.

Ранее в большом интервью новостному порталу aif.ru Домогаров признавался, что хотел вместе с командой создать «эксклюзивный, точечный проект не для залов-„тысячников“». «Это не масскультура. История видится мне достаточно камерной. Для тех, кто хочет слышать, хочет услышать, понять, о чем разговор. И зачем Вертинский именно сегодня всем нам нужен», — отмечал Домогаров.

Это история артиста, который уехал из России, но очень быстро раскаялся в своем поступке и рвался на Родину. 

«Сейчас, когда наша страна проживает не самый легкий период, идет военная операция, нам было интересно поднять тему Вертинского с точки зрения эмиграции, его ощущения истинно русского артиста, стоявшего как будто над ситуацией и несшего с особой гордостью это звание, — рассказывал aif.ru Домогаров. — И во всех странах мира он пел только на русском языке».

К слову, у самого Домогарова огромная армия поклонников — еще со времен Театра им. Моссовета, который артист покинул в преддверии нынешнего лета. На спектакль в ММДМ люди специально приезжали из Подмосковья, Петербурга и других городов страны. После каждой песни в зале звучало: «Браво!» 

   
   

Главное — не песня, а судьба

После просмотра «Вертинского» зрители делились своими мнениями в соцсетях. Вадим Пономарев, например, рискнул написать: «Перед этим вышел целый альбом у него с этими песнями Вертинского, и поет он не очень хорошо. Но на сцене Дома музыки все выглядело прилично и нормально». 

Да, Домогаров не оперный певец, не эстрадная звезда с профессиональным образованием. Он — драматический актер, поющий, как многие его коллеги. У всех получается по-разному. Когда-то это прекрасно делал Олег Анофриев. Сейчас, пожалуй, такого уровня нет. Но это не значит, что Домогаров не может петь со сцены. Тем более что главенствовала в постановке не песня, а судьба человека, который провел четверть века в эмиграции, а вернувшись домой, однажды написал: «Тринадцать лет будто меня нет... А я есть! Я очень даже есть!»

Впрочем, положительных отзывов, по крайней мере, в Сети было гораздо больше. Люди делились не только эмоциями, но и рассуждали об увиденном. И признавались, что открыли для себя много нового. 

«Сегодня спектакль родился»

Елена Ищеева: «35 тысяч перевязок сделал Саша нашим солдатам, когда шла Первая мировая и помогать фронту было как дышать и жить. В день Октябрьской революции у Вертинского случился бенефис, и три повозки с цветами были брошены в центре Москвы под первые выстрелы».

Татьяна Бурдыкина: «Вы читали, пели, играли по-домогаровски, а получился Вертинский. В спектакле столько художественных находок и удач (зеркало или его имитация, примерка, переодевания, костюмы, свет, музбенд тоже действующий персонаж). Даже премьерные шероховатости с микрофонами, падающим стулом придавали сценическому действу атмосферу подлинности и легкой иронии! Все в духе Вертинского!»

Вера Гаранина: «Все настолько стильно, цельно, ни одной лишней фразы». 

Ирина Чумарина: «Насколько мысли и слова Александра Вертинского современны. Замечательный, красивый, умный, интересный спектакль». 

Ольга Пшеничникова: «Получился очень атмосферный спектакль, не просто про артиста, а про человека. Очень деликатный, искренний и глубокий». 

Tatiana Babayants: «Абсолютное восхищение и восторг невероятным талантом человека с такой сложной судьбой».

Лариса Павловна: «Полный восторг! На огрехи не обращали внимания, а полностью погрузились в восприятие очень интересного материала, о котором раньше не имели понятия».

Варвара Ромашкина: «Тепло, трепет, музыка, переживания, боль, радость, восторг — все это было сегодня! Шероховатости уйдут. А настоящее, что сегодня было, будет с нами надолго. Изумительный спектакль, и как он необходим всем сегодня! Очень!»

Анастасия: «Вы просто прекрасно поете. Второе действие прошло с куражом». 

Сам Александр Юрьевич лучше всех других понимал, что удалось, а что нет. Потому и высказался после премьеры: «Как и ожидалось, все огрехи, все, что должно и не должно было вылезти, вылезло. Все неприятности, которые только можно было предвидеть, все сегодня произошло... Завтра все мы и исправим. В целом все неплохо. То, что я хотел, сделал».

А вот его слова после второго спектакля: «Ну вот оно и свершилось!!! Мы сделали это!.. Сегодня спектакль родился... Я доволен». 

Следующее представление «Вертинского» в ММДМ пройдет 11 ноября. Почти все билеты распроданы. Потом, вероятно, создатели повезут постановку в Санкт-Петербург. И дальше — по стране.