«Умирающие не станцуют лёжа». В Большой вернулся большой балет

Джульетта — Элеонора Севенард. Ромео — Денис Родькин. © / Фото Елены Фетисовой. / Большой театр

В Большом театре – громкая премьера. Нет, не так. В Большом – грандиозное красивейшее событие. За 4 дня здесь пять раз показали восстановленный балет Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта». Его премьера состоялась в Ленинграде 84 года назад. Но и сегодня этот спектакль свеж, как никогда. 

   
   

В январе 1940-го на сцене царили 31-летняя Галина Уланова и 29-летний Константин Сергеев. А художественным оформлением занимался Петр Вильямс. Его совместное с Лавровским творение критики потом долго называли полотном. Ренессансная Италия спектакля выглядела как одна большая картина. Яркая, сочная, бархатно-парчовая.  

Фото: Большой театр

 С композитором пришлось «поговорить по душам»

Драматический балет на шекспировский сюжет сочинил в 1935 году русский композитор Сергей Прокофьев, и «право первой ночи» логично должно было бы принадлежать ленинградскому или московскому театрам. Но премьера камерного варианта балета состоялась в чешском Брно в конце 1938 года. Хотя это еще  не был тот спектакль «Ромео и Джульетта», который позже полюбят поклонники балетного искусства во всем мире.

Леонид Лавровский осуществил постановку балета «Ромео и Джульетта» в 3 действиях — 13 картин с прологом и эпилогом. С Сергеем Прокофьевым ему пришлось «поговорить по душам», хотя тот не готов был на компромиссы — мол, он композитор, и балетные вопросы его не касаются. Однако то, что Сергей Сергеевич предложил поначалу, возмутило не только танцовщиков, но и музыкантов. 4 октября 1935 года в Большом театре автор сам сел за рояль, чтобы в заполненном до отказа Бетховенском зале сыграть новое произведение. Но доигрывать Прокофьеву пришлось среди нескольких преданных слушателей.

Позже Галине Улановой (легендарной первой исполнительнице партии Джульетты) приписали распространившуюся по Ленинграду фразу: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Авторами либретто в итоге стали четыре человека: не только Лавровский и Прокофьев, но и Адриан Пиотровский и Сергей Радлов. В апреле 2024-го, при восстановлении балета, восстановили справедливость и в этом, указав всех.      

Фото: Большой театр

Еще один любопытный момент, связанный с Прокофьевым — в первоначальной версии он сделал… счастливый финал. Сославшись на непонимание: как будут изображать смерть исполнители Ромео и Джульетты, композитор рискнул предложить авторское видение шеспировской пьесы. Молодые веронские влюбленные не умирали в балете Прокофьева, потому что «живые люди могут танцевать, умирающие не станцуют лёжа». Шекспироведы встретили «новшество», мягко говоря, с неодобрением. Да и Лавровский, взявшийся за постановку, с фантазиями композитора не согласился. Он знал, как показать и великую любовь, и великую смерть, совершенную во имя той любви. 

Плисецкая, Нуреев, Лиепа, Цискаридзе

Сегодня в Большом говорят: судьба этого балета достойна пера романиста. А сам спектакль стал одним из самых популярных во всем мире. Это была и строгая неоклассика, и самые радикальные авангардные версии. Больше двух десятков постановок «Ромео и Джульетты» осуществлено только в оригинальной хореографической интерпретации.

   
   
Фото: Большой театр

Спустя шесть лет после «Кировского» театра Лавровский поставил балет в Большом. В географии «Ромео и Джульетты» также Стокгольм, Копенгаген, Штутгарт, Лондон, Париж, Гамбург, Монте-Карло… 

Особый разговор — о Большом театре, где самая известная история любви в постановке Леонида Лавровского шла с перерывами почти полвека. Кроме него ее ставил Юрий Григорович с художником Симоном Вирсаладзе. В списке балетмейстеров на мировых сценах — Рудольф Нуреев, Джон Нормайер, Кеннет Макмиллан, Деклан Даннелан, Начо Дуато…

Роли Ромео и Джульетты в разное время исполняли Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн, Наталия Бессмертнова и Александр Богатырев, Майя Плисецкая и Николай Фадеечев, Надежда Грачева и Андрей Уваров. Марина Кондратьева и Марис Лиепа. Одним из самых выдающихся Меркуцио был Николай Цискаридзе.

К слову, первоначальная редакция Прокофьева 1936 года тоже была осуществлена — в Нью-Йорке, в 2008-м.  

Фото: Большой театр

Оформлением занимались больше 1,5 лет

В восстановленном балете, осуществленном сыном Леонида Лавровского Михаилом (когда-то он и сам танцевал партию Ромео), главные роли танцуют: 23-летняя Елизавета Кокорева и 20-летний Даниил Потапцев, заслуженные артисты РФ Евгения Образцова и Артем Овчаренко, Элеонора Севенард и Денис Родькин, народная артистка РФ Светлана Захарова и заслуженный артист РФ Артемий Беляков, народная артистка РФ Екатерина Крысанова (высокое звание ей присвоено буквально накануне премьеры) и заслуженный артист РФ Владислав Лантратов. Все, кроме дебютантов Кокоревой и Потапцева, с балетом знакомы не понаслышке.

Хранитель памяти отца, Михаил Лавровский не раз ставил историю веронских влюбленных в театрах России и неаполитанском Сан-Карло. И сейчас для него, 82-летнего хореографа, самым важным было не потерять дух того спектакля и его стиль. Ведь версия Лавровского-старшего сочетала литературную обобщенность, конкретность кинематографа и эмоциональную достоверность драмтеатра.  

Фото: Большой театр

Декорации и костюмы восстановленного спектакля заслуживают даже не аплодисментов, а настоящих оваций. Создателям балета повезло: в музее Большого сохранились эскизы Петра Вильямса, помогли и дневники Лавровского. Вообще же скрупулезная работа по воссозданию оформления велась специалистами ГАБТа больше полутора лет. Всего было создано 650 костюмов — на Большой театр работали вся Москва и весь Питер. Результат того стоил.