Час икс наступил - закончился увлекательный и чрезвычайно волнительный творческий марафон программы «Наш выход!».
Теперь мы знаем фамилию победителей, сражавшихся за звание «Самой поющей семьи России» и 1 млн руб. Ими стали члены семьи Шматовых из Луганска. «АиФ» расспросил их наставницу - известную певицу Юлию Началову - о том, что происходило за кулисами шоу.
«Ошибок мне не прощали»
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Юля, вы многократно бывали в роли участницы конкурсов, знаете, каково это - выслушивать оценки учителей, жюри и т. п. И вот теперь вы выступили в новой ипостаси… Что легче для вас - учить или учиться?
— И то и другое нелегко, если относиться к этому ответственно и с душой. Конечно, шоу-конкурсы интересны всегда. Это интрига и для участников, и для зрителя, и для жюри. А лично для меня программа «Наш выход!» интересна в первую очередь потому, что я впервые выступила как наставник. И даже в какой-то мере была продюсером шести команд на этом шоу.
Конечно, я счастлива, что «моя семья» вышла в финал. До этого я сама побывала много раз на конкурсах, поэтому знаю, как себя чувствуют участники. Может быть, благодаря этому я никогда не давила на своих подопечных, не давала никаких строгих указаний. Наоборот, пыталась найти в каждом изюминку, старалась понять, на чём можно акцентировать внимание - на вокале команды или на театрально-сценическом мастерстве. Но всё же первостепенным для меня являлось то, как люди поют. Я не могу слышать фальшивых нот и всегда добиваюсь качества исполнения.
Опыт у меня большой - более 25 лет занимаюсь музыкой. Поэтому мне было что подсказать ребятам.
Требовалось от меня и чисто человеческое участие по отношению к моим командам. Волнение настолько мешало многим конкурсантам, что они не могли раскрыться и показать зрителю все свои возможности. Поэтому иногда приходилось просто по-человечески разговаривать. Если к каждому участнику подходить по-доброму, люди начинают к тебе прислушиваться. Ведь, в конце концов, «Наш выход!» - это доброе и семейное шоу.
У меня была одна команда - трое мужчин. Восточных мужчин! Я чувствовала, что им было очень неуютно на сцене. Может быть, смущало и то, что наставник у них женщина. В общем, закрывались люди. Я объясняла, что не существует какого-то женского и мужского подхода к исполнительскому мастерству. Мы все делаем одно дело. И я как наставник пришла вас не ломать и не критиковать. Наоборот, я болею за команды, за которые отвечаю. И хочу, чтобы они выступали результативно.
— Вы правда никого не критиковали на шоу?
— Я человек лояльный, говорю всегда по-хорошему и только по делу. Никогда нельзя критиковать. Критика всегда творческого человека разрушает и обижает. Но я могу высказаться очень жёстко и всегда рассчитываю, что артист ко мне прислушается. Участники шоу «Наш выход!» - это абсолютно творческие люди. Когда ты даёшь им стимул, творчество начинает фонтанировать.
— А вас кто-нибудь критиковал?
— Мой первый учитель и мой главный наставник - папа. Он мог меня покритиковать, от него я нечасто получала похвалу, мама в этом плане была пощедрее. А папа - борец за идеальное качество исполнения. Предположим, делаем мы с ним какое-то вокальное упражнение, в котором очень много нот, вокальных цепочек. Ошибиться нельзя было ни разу. Если я один раз брала неверную ноту - значит, делали всё упражнение заново. 50 раз, 100 раз, 350 раз. Сейчас я понимаю: если речь идёт об обучении, это правильный подход. Только так оттачивается мастерство. Надо работать часами, днями, годами.
«Мелочей у нас нет!»
— Я знаю, что у вас в жизни была ещё одна наставница - Ирина Понаровская… Какую роль она сыграла в вашей жизни?
— Колоссальную. В своё время мы приехали из города Воронежа «покорять Москву» - участвовать в программе Юрия Николаева «Утренняя звезда» (Началова в том конкурсе победила. - Ред.). Подали заявку и приехали на первый тур. Никого не знали здесь. Ирина Витальевна сидела в жюри в один из конкурсных дней. Когда ко мне подошли редакторы программы и сказали: «Ирина Витальевна Понаровская ждёт вас в холле внизу», мы с папой были ошарашены. Это было историческое знакомство. Ирина Витальевна заинтересовалась моим творчеством, творчеством моего отца как композитора - он стал музыкальным руководителем её коллектива, создал для неё альбом.
Мы с Ириной Витальевной ездили на гастроли в течение нескольких лет. Она многому меня научила.
С 12 до 16 лет я получила колоссальный, просто бесценный опыт. Я пела на сольных концертах Понаровской в перерывах, когда она переодевалась. Несмотря на большую разницу в возрасте, мы были с ней очень дружны. Я всегда могла с ней посоветоваться, обсудить любые личные темы. Что тогда могло меня волновать? Школьные проблемы и первая любовь.
С Понаровской я разговаривала без страха и всегда могла получить совет взрослого умного человека. Она за меня переживала, болела душой.
Даже тому, как делать сценический макияж, меня научила Ирина Витальевна. Она говорила: «У тебя может не быть много денег, но зритель не должен этого видеть. Пусть людям кажется: звёзды - небожители, и у них нет никаких проблем. Нельзя зрителя разочаровывать. Твой концертный костюм всегда должен быть дорогой, шикарный».
— А что за таинственный ритуал по сбору на гастроли у вас был?
— Когда мы летели на гастроли и садились в самолёт, Ирина Витальевна частенько проверяла содержимое моей косметички. Певица меня приучила: каждый карандашик должен быть отточен, на пудренице не должно быть отпечатков пальцев. Всё должно быть идеально.
Годы, проведённые с Ириной Витальевной, - удивительная школа артистической и гастрольной жизни! Сейчас, когда я уже очень долго нахожусь в сольном плавании, моя команда до сих пор пользуется советами Понаровской и работает по её схеме. Мой коллектив - это настоящие профессионалы. В работе артистки мелочей нет.