Тупик Евровидения. Конкурс песен будут выигрывать богатые и «нужные»

Европейский вещательный союз (ЕВС) изо всех сил делает вид, что с 67-м конкурсом «Евровидение» всё нормально. Правда, несколько стран уже заявили о том, что участвовать не будут — бюджета на развлечения не хватает, чтобы оплатить заявку и подготовить участника. Кроме того, второй год подряд в конкурсе не будут участвовать Россия, отстраненная в 2022-м по политическим мотивам, и третий — Белоруссия, которую лишили права участия ещё в 2021-м — и тоже по очень сомнительным основаниям. А масла в огонь может подлить новая система голосования, которая вводится как раз с целью упорядочить процесс учета голосов телезрителей.

   
   

Репутация потерпит

Конечно, у «Евровидения» давно достаточно сложные взаимоотношения со здравым смыслом. Но многие годы чуть ли не основной проблемой оставалось «соседское голосование» — весьма распространенное явление, методов борьбы с которым так и не было найдено. На практике это, кстати, означало, что пришедшие на конкурс после развала СССР страны часто занимали высокие места — просто в силу того, что могли собрать больше голосов телезрителей.

Но «Евровидение-2022» побило все рекорды — и не потому, что у этого шоу набралась невероятная аудитория, которая услышала какие-то невероятные песни или открыла новых замечательных артистов. Просто это был чуть ли не первый раз в истории конкурса, когда страну лишали права участвовать по политическим соображениям. Речь, разумеется, идет о России; напомним, что после такого демарша организаторов российские вещатели просто вышли из ЕВС.

Конечно, политика на «Евровидении» была всегда, несмотря на заявления об обратном. Но она была сведена к взаимным конфликтам отдельных стран. Например, Турция не участвовала в конкурсе, когда он проходил в Израиле, а армянские исполнители не приезжали в Баку в 2012-м. Но в подавляющем большинстве случаев всё обставлялось с музыкальной точки зрения — грузинские артисты не участвовали в московском «Евровидении-2009» из-за отказа изменить текст своей песни. Такие же формальные причины были и у лишения Белоруссии права участвовать в конкурсе-2021, когда ЕВС забраковал несколько песен выбранных в национальном отборе исполнителей.

Но на «Евровидении-2022» вдруг победила украинская группа Kalush Orchestra, которая очевидно уступала фаворитам. Просто после начала российской спецоперации всё украинское стало в Европе настолько модным, что никто не обратил внимания на различные политические заявления и жесты на сцене и в зале ожидания. А уже после конкурса выяснилось, что в угоду этой моде ещё и с голосами жюри нескольких стран возникла неопределенность — например, жюри из Румынии с удивлением обнаружило, что голосовало за украинских музыкантов. 

Выбрали место и изменили правила

С окончанием «Евровидения-2022» ничего, разумеется, не закончилось. Первоначально Украина громогласно заявляла, что на правах страны-победительницы обязательно проведет конкурс в 2023 году. Но в руководстве ЕВС, видимо, сидят более разумные люди — в какой-то момент организация решила, что дополнительный экстрим не нужен, и выбрала в качестве места проведения конкурса-2023 Великобританию. Эта страна несколько раз «забирала» конкурс себе и опять воспользовалась правом сильного — тем более что без политического вмешательства победить в 2022-м должен был как раз британский певец Сэм Райдер (или даже российский исполнитель — если бы нас не исключили).

И вот с тех пор ЕВС старательно делает вид, что никакой Украины на конкурсе-2022 не было — в принципе, для большой организации это не сложно. Отказ нескольких национальных вещателей от участия в конкурсе — тоже дело обычное, хотя на этот раз от «Евровидения» по финансовым причинам отказались сразу несколько стран, среди которых были и те, кто активно участвовал в конкурсах прошлых лет — например, Болгария, Северная Македония и Черногория.

   
   

Россия и Белоруссия, скорее всего, на конкурс не вернутся — уровень русофобии в европейских организациях, еще вчера так жаждавших российских денег, зашкаливает.

Зато будет Украина — она сразу, без отбора, выйдет в финал.

А вот остальные участники — те, кто будет проходить через отбор двух полуфиналов — столкнутся с новой системой голосования. Теперь профессиональные жюри не будут отбирать финалистов — за них это сделают зрители, причем не только из стран-участниц, но и из других государств. Правда, все эти голоса из разных стран будут объединены в одну кучу — и пока непонятно, смогут ли они повлиять хоть на что-то. Зато простор для «соседского голосования» открывается просто невероятный — жюри перестанет сдерживать инициативу на местах.

Жюри, кстати, останется — но оно будет задействовано только в финале. Его голоса будут учитываться по прежней схеме — вместе с голосами зрителей.