Телеэфир в последние годы превратился в настоящее поле битвы. И пусть зачастую эта битва незаметна зрителям, менее ожесточенной она от этого не становится. Появился даже термин «контрпрограммирование» — когда против очевидного хита конкурирующего канала другой выставляет в то же время не менее увлекательное шоу, чтобы таким образом перехватить аудиторию. Ничего святого в этой борьбе за рейтинги не существует, и даже самая популярная передача американского телевидения — трансляция «Супербоула» (Финальный матч за звание чемпиона Национальной футбольной лиги США по американскому футболу) — не избежала атак со стороны других каналов. Конечно, против самого матча выступить не рисковал никто, но вот сразиться против звездного шоу в перерыве желающие находятся. Канал MTV в 90-е показывал в это время новые серии мультсериала «Бивис и Баттхед», в начале нулевых NBC (который на несколько лет остался без «Супербоула») выставил против гиганта рейтинга сначала «Фактор страха» со звездами журнала «Playboy», а потом «Saturday Night Live». Впрочем, «Супербоул» это противодействие не заметил. Рейтинг футбольной трансляции стабильно рос на протяжении почти полувека и до сих -- несмотря на небольшое снижение за последние три года — остается стабильно большим: в 2018-м этот матч смотрело в среднем почти 104 млн человек.
Чей Новый год лучше?
На российском телевидении самым ярким примером контрпрограммирования стал Новый год. В программе передач на 31 декабря на каждом канале популярных юмористов сменяют советские комедии, а после комедий в эфир выходят праздничные новогодние концерты. И они выстроены так, чтобы аудитория оставалась на канале как можно дольше — желательно всю новогоднюю ночь.
Показ «Иронии судьбы» не по Первому каналу, где он шел последние лет десять, а по «России 1» 31 декабря 2017 г. — тоже признак этой битвы, поскольку просмотр фильма Эльдара Рязанова давно превратился в новогоднюю традицию. Картина собирает множество зрителей. Так, кстати, и получилось — за 31 декабря средний рейтинг «России 1», по данным «Медиаскопа», составил 4,6%, доля аудитории — 18,4%; Первый канал немного отстал — 4,4% и 17,4% соответственно.
«Звезды» против «Танцев»
Жесткая борьба за рейтинги идет 365 дней в году. Если Первый выпускает реалити-шоу «Фабрика звёзд», то на «России 1» появляется «Народный артист». Осень 2006 г. запомнилась яростным соперничеством двух шоу о фигурном катании — «Россия 1» выпустила «Танцы на льду», а Первый — «Звезды на льду»; по рейтингам победил Первый, но итоговый счет вряд ли можно назвать разгромным. С другой стороны, «Танцы на льду» продержались всего два года, а «Звезды» (переименованные со второго сезона в «Ледниковый период») идут фактически до сих пор — этой весной начался второй сезон шоу «Ледниковый период. Дети».
Соперничество каналов иногда принимает странные формы. Шоу перевоплощений «Один в один!», первый сезон которого выходил в 2013 году на Первом канале, со второго сезона перебрался на «Россию 1». Первый канал в ответ организовал собственное шоу «Точь-в-точь» и выпустил его почти одновременно со вторым сезоном «Один в один». Победа осталась за проектом Первого канала — рейтинги у него были едва ли не вдвое выше.
Малахов против Малахова
А 2017 год прошел на Первом и «России 1» под знаком борьбы за самое начало вечернего эфира. «Процесс пошёл» осенью 2016-го, когда на «России» в 18.50 по будням начало выходить ток-шоу «60 минут», в котором Ольга Скабеева и Евгений Попов обсуждали главную тему прошедшего дня. Занимавшее раньше этот временной слот шоу Бориса Корчевникова «Прямой эфир» перебралось на час раньше и ушло от прямой конкуренции с программой «Давай поженимся» Первого.
Первый канал ответил в январе 2017 года — «Давай поженимся» был оправлен в самый конец дневного эфира (по традиции заканчивается в 19.00), а на его место пришла двухчасовая «Первая студия» с Артемом Шейниным, которая по тематике напрямую конкурировала с «60 минут».
Революция плюс
С сериалами на российском телевидении обычно все просто. В отличие, например, от западной модели показа — раз в неделю по одной серии (так называемое «вертикальное» программирование), в России новые многосерийные фильмы обычно стартуют по понедельникам и идут в эфире до четверга, по две-три серии в день. Премьеры, соответственно, тоже выходят одновременно на нескольких каналах, что доставляет зрителям определенное неудобство. Как это случилось с приуроченными к 100-летию Октябрьской революции сериалами «Троцкий» (Первый канал) и «Демон революции» («Россия 1»). Победил, кстати, «Троцкий», но свои поклонники нашлись и у Константина Хабенского (исполнителя роли Троцкого), и у Федора Бондарчука (роль Парвуса в «Демоне). Рейтинг у «Троцкого» составил 4,9%, доля 14,8%, а у «Демона революции» эти показатели были 3,6% и 9,7%.
Выход на прошлой неделе сериалов «Березка» («Россия 1») и «Частица вселенной» (Первый) — еще один пример противостояния двух каналов. Оба сериала, хотя и разные по содержанию, рассчитаны примерно на одну и ту же аудиторию. «Березка» — очередное обращение телевизионщиков к недавней истории; похожую тему разрабатывали авторы сериала «Гостиница «Россия», выходившего в октябре 2017-го на Первом. А «Частица вселенной» — драма Алены Званцовой («Норвег», сценарий «Оттепели»), очевидно приуроченная ко Дню космонавтики — о космонавтах, их женах, подготовке к полету и отношениях между людьми.
«Березка» оказалась более узнаваемым брендом и победила, заняв первое место в списке ста самых популярных программ недели. Рейтинг этого сериала составил 6,4%, а доля — 11,5% (вся Россия, 4+), а у «Частицы вселенной» показатели оказались почти в два раза меньше — рейтинг 3,4%, а доля 11,5%. Конечно, даже эти цифры означают миллионы человек (рейтинг передачи считается от общего числа возможных телезрителей), но проигрывать всегда обидно.