Чтобы воспоминания остались на годы
На сцене молодые музыканты из России и Великобритании. Зал также «делят» российские и английские зрители, улыбчивые и одухотворённые. Что, впрочем, свойственно консерваторской публике. В этот вечер в Москве и зрителей, и музыкантов двух стран объединила музыка – так же, как в Лондоне в далёком 1960-м во времена холодной войны этот вид искусства соединил двух гениальных композиторов ХХ века.
Из письма Бриттена Шостаковичу: «В течение многих лет ваша работа и жизнь были для меня примером – мужества, честности и человеческой симпатии».
Их редкие встречи в непростые времена противостояния двух политических систем дополнялись перепиской и обменом партитурами. Шостакович посвятил Бриттену Четырнадцатую симфонию, Бриттен ему – оперу «Блудный сын».
Дружба двух великих людей продолжалась до смерти Шостаковича, которая потрясла Бриттена.
Бенджамин Бриттен – о Дмитрии Шостаковиче: «Он был величайшим композитором, которого мне посчастливилось знать».
Их дружба и вдохновила главного дирижёра «Новой оперы» британца Яна Латама-Кёнига на создание российско-британского молодёжного оркестра. В мае этого года после строгих отборочных туров коллектив был сформирован, а уже с сентября молодые музыканты, чей средний возраст 22–23 года, отправились в гастрольный тур.
В программе выступлений – музыка Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Воана-Уильямса и, конечно, Бриттена и Шостаковича. Первые два концерта в Сочи прошли на бис. Следующие два в Москве состоялись также под нестихающие аплодисменты и крики «Браво!». Далее в гастрольном графике коллектива последняя российская остановка – Санкт-Петербург. А затем уже турне по городам Англии, которое завершится в конце сентября концертом в Лондоне.
«Британское правительство вместе с российским решили, что этот год будет перекрёстным Годом музыки между странами, – говорит председатель оркестра и председатель консультативного совета Российско-британской торговой палаты Чарльз Хендри. – Мы хотели бы иметь такой музыкальный опыт, воспоминания о котором остались бы на долгие годы. И подумали, что, если соединим самых лучших юных музыкантов Великобритании и России, это будет абсолютно уникальным опытом».
Современные меценаты
Создание молодёжного оркестра, воплотившего музыкальный союз двух культур, было бы невозможно без спонсорской поддержки британской BP и российской «Роснефти».
«Роснефть» поддержала ряд ярких культурных событий последнего времени: выставки Рафаэля Санти и японских художников XVII–XIX веков эпохи Эдо в ГМИИ им. Пушкина, XXXIV Международный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», гастроли хора Сретенского монастыря, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича. Многие наблюдатели, отмечая высокую планку культурных проектов «Роснефти», говорят уже, что компания продолжает традиции русских меценатов XIX–XX веков.
Все культурные проекты крупнейшей нефтяной компании страны стали заметными, обсуждаемыми, они духовно обогатили своих зрителей, которые приходили посмотреть, послушать, приобщиться к высокому искусству. Искусство, в том числе музыка, объединяет людей – даже в самые непростые времена.
«Культура и музыка, так же как ведение совместного бизнеса, помогают наладить отношения и построить мосты между правительствами и народами наших стран», – считает президент BP в России Дэвид Кемпбелл.
«Начинает» Бриттен
И вот со сцены Большого зала Консерватории звучит музыка. Первое отделение «заканчивает» Рахманинов рапсодией на тему Паганини. Популярнейшее и сложнейшее фортепианно-оркестровое произведение. В нём буря страстей, вакханалия злых сил, темы любви, судьбы и смерти сливаются воедино.
В ответ на высочайшее мастерство исполнителей: дирижёра, музыкантов оркестра и, конечно, Мирослава Култышева, талантливого пианиста с индивидуальным рисунком игры, тонким и глубоким прочтением классики, – накал зрительских эмоций.
Шостакович – об «Интерлюдиях» Бриттена: «Какая восхитительная музыка!»
Второе отделение «начинает» Бриттен. Четыре «морские» интерлюдии из оперы «Питер Граймс» – её композитор написал под впечатлением от оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Картины природы, которые «рисует» нам музыка Бриттена в этих интерлюдиях, вызывавших восхищение Шостаковича, очень зримы: вот светлеет небо над морем, отражается луна в волнах, которые внезапно вспениваются при приближении бури. Но Бриттен не только художник, он ещё и тонкий психолог, потому все явления природы у него связаны с грядущими событиями, которые, в свою очередь, зависят от людских страстей и совершаемых под их влиянием поступков.
«Завершает» концерт Шостакович – сюитой для эстрадного оркестра. Удивительная лёгкость, юмор и ирония. Сочетание классических инструментов с «душой джаза» – саксофоном, и вот вам бравурный марш, полька и вальс. «Русский вальс», как называют его на Западе, прозвучавший в советской картине «Первый эшелон».
«Музыка обоих композиторов совершенно гениальна, – уверен Чарльз Хендри. – Но моё любимое произведение – «Джазовая сюита» Шостаковича. Это выдающееся произведение!»
Воздать должное
Надо отдать должное британцам – Шостакович известен у них больше, чем Бриттен у нас. Но возможно, совместный российско-британский проект в области музыкального искусства поможет исправить это досадное недоразумение.
В любви к Дмитрию Шостаковичу признаётся и дирижёр, а также сооснователь российско-британского оркестра Бриттена – Шостаковича Ян Латам-Кёниг: «Музыка Шостаковича очень популярна в Англии. Когда я был молод и играл в молодёжном оркестре Англии, мы одними из первых исполнили Десятую симфонию Шостаковича. Это значит, что все англичане любили и любят музыку Шостаковича».
Концерт закончился, но зрители ещё долго не отпускали музыкантов. В этот вечер, как и на других концертах российско-британского оркестра, и они, и музыканты чувствовали: в зале кроме них незримо присутствуют, продолжая общаться друг с другом с помощью музыки, два величайших композитора: Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович.
«Этих людей объединяла не только многолетняя дружба, но и чувство глубокого взаимного уважения к их личным и профессиональным качествам, – рассказывает попечитель оркестра вдова Дмитрия Шостаковича Ирина Шостакович. – Создание нового Фестивального оркестра, который в своём первом гастрольном туре будет исполнять сочинения этих двух композиторов, – лучший способ воздать должное их отношениям. Полагаю, что мой муж был бы в восторге».
Смотрите также:
- Его оружием была музыка. Как мир отпразднует 90-летие Ростроповича →
- Red Hot Chili Peppers впервые выступит в Петербурге →
- В Петербурге состоится бесплатный концерт Стинга →