В 1980-е годы многие советские люди были уверены, что ученые уже изобрели некую волшебную «таблетку», позволяющую одним махом победить любую болезнь. Официальная медицина ни о какой панацее, разумеется, не знала, врачи в поликлиниках лечили пациентов привычными средствами. Впрочем, изобретались и новые методики, появлялись и новые препараты, но всё это было не то. Всем хотелось стать здоровыми в один момент и навсегда.
Справедливости ради, определенная почва у этих слухов имелась, и виноваты в этом были те самые власти СССР, которые «скрывали правду от народа». В социалистической Болгарии с конца 1960-х вела свою деятельность Ванга, которая получала вполне официальную зарплату и неофициальное покровительство лидера компартии Тодора Живкова и его семьи. В Советском Союзе похожее явление появилось чуть позже, в начале 1980-х, когда предсовмина Грузинской ССР Зураб Патаридзе порекомендовал начальнику Госплана СССР Николаю Байбакову пригласить к больной жене некую целительницу Джуну (настоящее имя — Евгения Давиташвили). Правда, жене Байбакова помощь нетрадиционной медицины не помогла — она скончалась в 1983-м в возрасте 68-м лет. Зато Джуна перешла с республиканского — она была очень востребована в Грузии — на общесоюзный уровень. Про неё написали в «Комсомольской правде», а тогда это было сродни нынешней массированной рекламе на миллиарды рублей или даже долларов. Специально под неё создали лабораторию по изучению биополей (правда, не в медицинском институте, а в Институте радиотехники и электроники РАН). Ученые прилежно изучали те самые биополя... Но фактически они действовали, как герои сказок, получивших туманное задание «пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Конечно, ничего найдено не было, но остановить лавину «народных целителей» их выводы уже не могли.
Три «народных целителя» всего СССР
Почти одновременно с Джуной необычные способности «проснулись» ещё у двух людей, которые не были связаны между собой. Одним был Аллан Чумак, журналист, в котором дар проснулся, как он утверждал, во время подготовки разоблачающей статьи про магов-целителей. Статья, видимо, осталась ненаписанной, а вот Чумак воспринял изменение своего статуса достаточно серьезно. Он начал принимать пациентов, а в 1983 году даже был принят на работу в НИИ общей и педагогической психологии, которая входила в структуру Академии педагогических наук СССР.
Вторым чудо-лекарем был Анатолий Кашпировский, у которого — в отличие от Чумака — было медицинское образование. Он родился 11 августа 1939 года в Хмельницкой области УССР, во время войны находился в эвакуации, после школы окончил Винницкий медицинский институт и затем 28 лет работал в психиатрической больнице в Виннице. Никаких заявлений о вмешательстве сверхъестественных сил, давших ему новые способности, Кашпировский не делал, а прославился благодаря советскому телевидению.
Как НЛО под Вологдой
Точнее будет сказать — благодаря советскому украинскому телевидению, поскольку первые выступления Кашпировского показали в Киеве в 1988 году. Он применял гипноз, лечил энурез у детей и во время телемоста даже сумел без анестезии обезболить пациентку в тбилисской клинике, которой делали операцию на брюшной полости. И хотя никаких доказательств чудесных исцелений не было, а история с дистанционным гипнозом так и осталась сомнительной, карьера Кашпировского сделала гигантский скачок. Уже в 1989 году он впервые появился в передаче первой программы Центрального телевидения и стал звездой всесоюзного масштаба, наравне со своим конкурентом Чумаком, который начал заряжать банки с водой через телеэкран в мае 1989-го. Именно из тех телесеансов и ушла в народ фраза «Даю установку!» — правда, она продержалась в моде очень недолго, хотя и успела попасть в несколько пародий эстрадных юмористов.
Много позже телевизионный начальник того времени Михаил Ненашев оправдывался, что Чумак и Кашпировский были допущены до эфира, чтобы отвлечь зрителей от повседневных забот. Впрочем, телевидение того времени представляло собой очень пеструю картину. Наравне со вполне официозным «Временем» и прочими привычными для советских людей программами, а также уже не совсем привычными «Взглядом» или «до 16 и старше...» на полном серьезе показывали, например, сюжеты про нашествие НЛО в городе Харовске Вологодской области. Так что «народные целители», в принципе, просто оказались в нужное время и в нужном месте. При этом мало кто осознавал, что доверие тогдашнему телевидению (и печатной прессе тоже) было на очень высоком уровне. Именно поэтому Чумак с Кашпировским стали героями масс, а на их очные сеансы начали приходить буквально толпы страждущих. Хорошим примером доверия к сказанному с экрана слову стал и сериал «Рабыня Изаура», показ которого стартовал 16 октября 1988 года. Некоторые зрители не только хорошо запомнили слово «фазенда», но всерьез собирались в Бразилию, чтобы освободить Изауру из лап коварного сеньора Леонсио.
«Дети, внуки и даже правнуки»
Впрочем, присутствие Кашпировского (и Чумака, и мага Юрия Лонго) на ТВ продолжалось не слишком долго. Вскоре их отлучили от экрана, в 1993-м и вовсе прикрыли лавочку «телевизионного целительства», но до запретов очных сеансов дело не дошло. Этим они в дальнейшем и занимались, как и Джуна, которая даже запатентовала свой «бесконтактный массаж». Бывшие телецелители продавали записи своих «выступлений», Кашпировский вообще съездил в США и, видимо, пришелся там ко двору. В интервью aif.ru он рассказывал, что в Америке его работа признана уникальной, и он имеет возможность приезжать туда без визы.
Впрочем, в 1990-е Кашпировский и так оставался в центре внимания аудитории. В 1993-м он стал депутатом Госдумы от ЛДПР, но потом поссорился с Жириновским. В 1995-м ходил на переговоры с Басаевым во время теракта в Буденновске. Уже позже был гостем различных ток-шоу и запомнился тем, что в программе Андрея Малахова сцепился с питерским сексологом Игорем Князькиным... При этом свои целительные практики Кашпировский не прекращал. Он и сейчас оповещает о новых сеансах через YouTube.
Кашпировский очень неприязненно относился к Чумаку, и у него были сложные отношения с последователями — по словам Кашпировского, все они его «дети, внуки и даже правнуки». «Породил я их своей работой — выпустил в жизнь в 1988-89 годах, как джинна из бутылки. Они и давай обезьянничать, опираясь на мои достижения. Не было бы моих телевизионных операций — не появилось бы и никого из них...» — рассказывал он aif.ru.
Судя по всему, Кашпировский понимает, что после него это поле останется пустым. Ведь никто не размахивает руками, заряжая банки вместо умершего в 2017 году Чумака, да и специалисты, подобные Джуне, скончавшейся в 2015, тоже не на слуху. Кашпировскому сейчас 85 лет. Этот солидный возраст он, впрочем, встречает без особых сантиментов — недавно развелся со своей второй женой и женился на помощнице, которая на 20 лет моложе него. В политику Кашпировский тоже старается не лезть — наверное, помнит, как это было в 1990-е.