«Москальская певичка». За что Софию Ротару травили украинские националисты

София Ротару. © / Кирилл Каллиников / РИА Новости

72-летняя народная артистка СССР София Ротару вызвала новый всплеск внимания к своей персоне, объявив о возвращении к концертной деятельности в России. Перерыв получился не слишком долгим — Ротару не появилась в 2018 году на традиционном фестивале «Песня года» и отказалась от новогодних корпоративов в РФ на фоне введения Петром Порошенко военного положения на Украине.

   
   

И хотя сама Ротару не делала громких политических заявлений, мнения относительно ее нынешнего возвращения разделились, причем не только среди политиков, но и среди коллег.

Если, к примеру, Лев Лещенко встал на сторону певицы, то легендарная телеведущая Ангелина Вовк, бессчетное число раз работавшая на концертах с участием Ротару, высказала недоумение: если артистка один раз отреклась от России, то почему сейчас ей должны быть рады?

«Как будем Ротару делить?»

Как ни странно, но трудности политического характера в карьере Ротару возникают не в первый раз.

Существует забавная легенда, гласящая следующее: во время подписания документов о прекращении существования Советского Союза политики зашли в тупик, не зная, как разделить Софию Ротару.

Действительно, это непросто. Этническая молдаванка, родившаяся на Украине, начинала с песен на украинском языке, которые сделала популярными во всем СССР. Потом были молдавские шлягеры, также полюбившиеся огромной многонациональной стране. Ну и, разумеется, огромное количество хитов Ротару исполнила на русском языке.

В Армении у Софии Михайловны находили армянские корни, в Баку видели что-то азербайджанское, «претендовали» на Ротару и Таджикистан с Узбекистаном.

   
   

В 2014 году в своем интервью София Ротару сказала: «Я хотела бы обратиться к своим зрителям со словами: „Дорогие мои! Я народная артистка СССР, и мне дорог каждый зритель на всем постсоветском пространстве! Я благодарна Богу за вашу любовь, за вашу поддержку, за ваше признание. Я буду рада каждому, кто любит музыку, кто любит песню и кто любит мое творчество!“».

Тем не менее «дележ» Ротару не всегда был беззлобным. Артистке даже приходилось отказываться от выступлений на Украине из-за нападок со стороны националистов.

Триумф «Червоны руты»

Юная исполнительница из Черновицкой области громко заявила о себе еще в конце 1960-х, когда многие известные артисты, услышав голос Софии, прочили ей большое будущее.

Но настоящий взлет популярности у Ротару начался после того, как она начала сотрудничать с поэтом и композитором Владимиром Ивасюком. В 1970 году Ивасюк, которому было всего 20 лет, написал песню «Червона рута». Этому хиту было суждено стать первой украинской эстрадной песней, получившей известность не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Ротару не была первой исполнительницей этой песни. Однако в 1971 году на экраны вышел музыкальный фильм «Червона рута», где хит исполняла уже Ротару.

Успех был сумасшедшим. Муж Ротару Александр Евдокименко создал при Черновицкой областной филармонии ВИА «Червона рута», и с этим коллективом певица отправилась в свои первые гастроли по Советскому Союзу.

В 1972 году фирма «Мелодия» выпустила первую сольную долгоиграющую пластинку Ротару, состоящую из тринадцати песен, и главным хитом, конечно, являлась «Червона рута».

Прославилась не только Ротару, но и Ивасюк. Тандем певицы и автора песен продолжил успешную работу. В 1974 году Ротару выиграла международный конкурс песни «Сопот» с новым хитом Ивасюка «Водограй».

В 1975 году в музыкальном фильме «Песня всегда с нами» Ротару исполнила сразу шесть хитов Ивасюка.

Смерть автора

Их сотрудничество закончилось внезапно и трагически — в 1979 году поэта и композитора нашли мертвым. Согласно заключению следователей, Ивасюк покончил с собой.

Сегодня его называют отцом украинской эстрадной песни. В 2009 году Ивасюку посмертно было присвоено звание Героя Украины. Но, увы, начались и спекуляции на его смерти. В свете модных политических веяний современные украинские деятели пытаются доказать, что с Ивасюком расправились сотрудники КГБ. Как это стыкуется с тем, что молодой парень, писавший песни по-украински, получил возможность прославиться на весь Советский Союз? Да так же, как реальный голод 1930-х годов стыкуется с украинской версией о Голодоморе как «геноциде украинского народа».

Важнее другое — ни один из авторов Ротару, писавших на украинском, по степени своего таланта даже близко не подошел к Ивасюку.

В репертуаре Софии Ротару уже в конце 1970-х были песни не только на украинском языке, но после случившейся трагедии изменения в репертуаре стали особенно заметными.

«София, тебя ждет кара!»

Чем больше Ротару пела по-русски, тем меньше она нравилась тем, кто хотел видеть в ней национальную певицу. В 1986 году случился настоящий кризис — с Ротару разорвал отношения коллектив «Червона рута». Певица в интервью называла случившееся «страшным моментом»: «Меня предали. Это было связано с коллективом Червона рута... Это был пик популярности, когда нас носили на руках, когда на концертах машины поднимали. Ребятам показалось, что они могут рассчитывать на успех и без меня, что я неправильно к ним отношусь, не тот репертуар, что они получают мало денег... Когда мы с Толиком уехали на родину, они собрались и решили, что мы им не нужны. Они ушли со скандалом и с именем Червона рута».

В 1988 году София Ротару получила звание народной артистки СССР. И в этот же самый период пика достигли ее проблемы с украинскими националистами. Певицу называли «предательницей», угрожали ей расправой.

В 1989 году в Черновцах состоялся первый фестиваль украинской песни «Червона рута». Однако Ротару на конкурс не приехала ни в каком качестве из-за угрозы возможных провокаций.

В том же году на концерте во Львове Ротару «приветствовали» плакатами «София, тебя ждет кара!» и свистом. Правда, фанаты артистки тоже оказались неробкого десятка, в результате чего между противоборствующими сторонами произошла драка.

«Не петь же посредственность, только потому, что она украинская?»

В 1992 году в интервью изданию «Новый взгляд» Ротару рассказала, что почти три года, с момента той львовской истории, не выступала на Украине: «Не могу же я все время доказывать свою лояльность, требовать любви к себе... Меня обвинили чуть ли не в измене украинскому народу: забыла родное и продалась москалям... Кампанию в прессе, на телевидении против меня развернули... Прилетели в Австралию, в украинскую общину, а нас там встречают ксерокопиями из киевских газет, что я москальская певичка».

Что касается смены репертуара, то в 1992 году Ротару высказалась весьма жестко: «Современные украинские композиторы показывают мне свои работы, но я не могу среди них найти таких, как делал Ивасюк. Не петь же посредственность, только потому, что она украинская?»

Четверть века спустя на Украине на уровне закона введено правило, согласно которому посредственность получила право звучать в эфире только потому, что она украинская.

А тогда страсти в Незалежной постепенно улеглись. Националисты в ту пору не имели столь мощных политических ресурсов, как сейчас, а у Украины не было звезды ярче, чем София Ротару. Поэтому начиная с середины 1990-х власти Украины стали осыпать ее различными наградами и премиями.

С громкими политическими заявлениями София Михайловна не выступала никогда. Но, в отличие от того же Вахтанга Кикабидзе, она и не отрекалась от большой страны, принесшей ей славу и любовь сотен миллионов человек.