Миллионеры поздно вечером. На кого похожи наши ведущие?

Джимми Фэллон и Иван Ургант. © / Коллаж АиФ

В эпоху перестройки изменения добрались и до советского телевидения. Телеканалов тогда было не очень много, но и этого хватило, чтобы стандарты, по которым работали западные телевизионщики, добрались до их коллег в СССР. Причем поначалу прямого заимствования не было. Например, хотя передача «Взгляд» и была похожа на многочисленные ток-шоу Запада, она обладала своеобычностью, как и «600 секунд» Александра Невзорова или «Намедни» Леонида Парфенова. Но со временем западные (в основном — американские) форматы нашли дорогу на советское (а потом —и российское) телевидение. Появились телеведущие, которые вынуждены были брать за образец тех, кто работал в похожих иностранных шоу.

   
   

Леонид Якубович — «Поле чудес»

В принципе, за без малого тридцать лет капитал-шоу «Поле чудес» стало настолько родным для российских зрителей, что сложно становится вспомнить, где у этой передачи корни. На самом деле все просто: когда-то, в семидесятые и восьмидесятые годы, на NBC выходило шоу «Колесо фортуны» (Wheel of Fortune), которое и было адаптировано для России. Первым ведущим был Владислав Листьев, который через год передал этот пост Леониду Якубовичу. Сложно сказать, на кого они ориентировались: у американского оригинала с ведущими все было очень непросто, а на Пэта Сейджака, к примеру, Якубович был совсем не похож и в начале карьеры, а уж сейчас, после 28 лет автономного плавания, и подавно. Аналога Ванны Уайт в «Поле чудес» не случилось.

Иван Ургант — «Вечерний Ургант»

Формат вечерней развлекательной программы со звездными гостями, шутками и музыкальными паузами является очень популярным на западном телевидении: различных «Late Night with...» очень много. Впрочем, еще в советское время выходила программа «До и после полуночи» с Владимиром Молчановым (правда, раз в месяц), да и после него желающих развлечь еще не спящих зрителей находилось много. Но Иван Ургант в своем «Вечернем Урганте» ориентируется, пожалуй, на Джимми Фэллона и Дэвида Леттермана (и на развязного Джона Стюарта с Comedy Central): именно они помогали в создании российского ежевечернего шоу.

Дмитрий Нагиев — «Окна»

Дмитрий Нагиев в шоу «Окна». Кадр youtube.com

Скандальная передача «Окна» не выходит уже много лет, и можно спорить о том, сколько там было постановочных сцен, а сколько — реальных трагедий. Но ориентировался ведущий — уже знакомый зрителям по шоу «Осторожно, модерн!» Дмитрий Нагиев — на не менее скандального американца Джерри Спрингера. Выпуски шоу Спрингера постоянно вызывали недовольство всех по кругу, но при этом показывали высокий рейтинг. Правда, эта программа уже закрылась как раз из-за низких показателей. Но случилось это лишь в 2018 году, после 27 лет в эфире.

Андрей Малахов — «Пусть говорят»

Еще один аналог «Шоу Джерри Спрингера» на российском телевидении, который не сразу пришел к этому названию: была и «Большая стирка», были и «Пять вечеров». Смысл, правда, особо не менялся: гости студии обсуждали скандалы в обычных и звездных семьях. Но, наверное, по иронии судьбы самым громким и скандальным оказался переход Малахова в аналогичное шоу на другом канале, случившийся летом 2017 года.

Дмитрий Дибров — «Кто хочет стать миллионером?»

Дмитрий Дибров в шоу «Кто хочет стать миллионером?». Кадр youtube.com

Это игровое шоу тоже пришло с Запада. Впрочем, оно давно превратилось во всемирную франшизу, хотя похожести правил это не отменяет. От ведущего требуется сохранять интригу, всячески давить на игрока — в общем, делать игру интересной для многомиллионной аудитории. В России ведущих было двое: первопроходец Дибров (он вернулся на шоу в 2008 году) и Максим Галкин. Оба они вполне справлялись со своей ролью. Отметим, что в британский оригинал в 2018 году пришел Джереми Кларксон, самый едкий ведущий автомобильной программы Top Gear.

Владимир Познер — «Познер»

Владимир Познер в шоу «Познер». Кадр youtube.com

Этот советский и российский ведущий много работал вместе с американцем Филом Донахью: они вместе вели прямые мосты СССР — США в восьмидесятые, в девяностые у них было даже совместное шоу «Pozner/Donahue». А Донахью, в свою очередь, является первооткрывателем жанра ток-шоу на американском телевидении. Говорят, ему пришлось обратиться к зрителям от отчаяния, когда у него самого закончились заготовленные вопросы. Так что и Владимир Познер тяготел именно к подобному жанру: выпускал шоу «Мы», потом — «Времена». Но определенное влияние на него оказал еще один патриарх американского телевидения: Ларри Кинг, который 35 лет вел на CNN ток-шоу «Larry King Live» и беседовал со многими влиятельными политическими деятелями.