«Кровавые слезы из глаз!»... Примерно так комментаторы в Сети пишут о нарядах современных звезд. Оно и правда, порой при виде знаменитостей становится страшно. Страшно стыдно. Как при появлении Ольги Бузовой на детском празднике в кожаных трусах. Общественные организации бьют тревогу, а законодатели уже озаботились вопросом внешнего вида артистов и даже предлагают ввести единый дресс-код для всех, выходящих на сцену. «Вот раньше, — ропщут вокруг, — все были как люди. Смотришь на кумира — и сердце, и глаза радуются. А сейчас...»
Но и раньше было по-разному. Aif.ru решил совершить краткий экскурс в историю концертных костюмов звезд.
Желтая кофта как вызов обществу
Спор о том, что можно, а чего нельзя публичным людям — вечен. Но еще до Октябрьской революции вопрос о свободе самовыражения стоял остро.
В приличном обществе дореволюционной России к внешнему виду относились серьезно. Мужчина не мог встретить гостей без пиджака, а уж про требования к туалету дам и говорить нечего. Да и рабочие, и крестьяне, не принадлежавшие к маргинальной части общества из горьковского «На дне», относились к своей одежде ответственно. Не зря же появилось в нашем языке слово «распоясался» как определение нарушенных границ. Выйти без пояса даже в деревне считалось моветоном. Понятно, что и на сцене люди выступали со всеми атрибутами приличного человека, а максимальное хулиганство позволяли себе, лишь выбирая слишком яркий цвет галстука.
Можно только представить, как шокировал патриархальную публику поэт-футурист Владимир Маяковский, когда появлялся перед слушателями в желто-черной кофте без пояса. И ведь понимал, что делает — вот доказательство в его стихах.
«Я сошью себе чёрные штаны
из бархата голоса моего.
Жёлтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощёным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата».
О поэте писали газеты, а некоторые тогдашние общественники в провинциальных городах даже выступали с призывами запретить его выступления. Но популярность Маяковского была так велика, а футуристы были так смелы и талантливы, что очень скоро обществу пришлось смириться.
От френча к костюму
После революций мир стал другим. Свобода самовыражения не то чтобы приветствовалась властями, но до поры до времени была неудержима. Да и новая власть ввела новую моду. Френч Сталина, шинель Дзержинского, кожанка Троцкого...
Молодежь рушила запреты, и шокировать теперь скорее мог фрак или черная тройка на комсомольском собрании.
Но после «угара НЭПа», коллективизации, индустриализации свободы в ее революционном значении стало меньше. Артисты, благодаря культу театра, снова стали образцом строгой моды и почти буржуазных приличий.
Тренды (как сказали бы сейчас), впрочем, менялись во всем мире. Мужской костюм стал проще, женская мода воздушнее, легче и функциональнее. Модницы всего мира передавали друг другу информацию по одним им известным каналам, и в итоге послевоенные звезды в кино во всех странах одеты очень похоже.
Просто сравните фото Марка Бернеса и Ива Монтана, Эдит Пиаф и Любови Орловой...
В СССР звезды, конечно, вели себя скромнее, шокировать публику просто не входило в их планы.
Осиная талия и черные очки
Революция в моде произошла в 50-е и 60-е. По Штатам носился Элвис Пресли, чуть позже в Британии рушили табу «битлы». У нас вся страна копировала образ Людмилы Гурченко из «Карнавальной ночи». Ее «осиную талию» в 48 сантиметров подчеркивали стильные наряды (округлая линия бюста, широкая юбка и меховая муфта).
Портные в Москве и Питере с ума сходили от новых кроев платьев (в магазине такого не купишь!). У каждой уважающей себя модницы была швейная машинка, а женская стрижка стала произведением искусства («такого дяди племянница, а „вавилоны“ на голове начесываешь» — смеялись мальчишки в «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен).
Главными проводниками моды стали, конечно, артисты. И если мужчины могли подчеркнуть свою стильность только шириной галстука и количеством расстегнутых пуговиц на пиджаке, то женщины...
Когда на сцену выходила Эдита Пьеха, замирали не только поклонники ее таланта, но и все девушки страны.
Считается, что она была первой певицей, которая появилась на нашей эстраде в мини-юбке. Потом она ввела в моду у женщин мужские костюмы-двойки, сочетая их с блестящими топами и шляпками.
Многие до сих считают, что Марина Влади, например, ввела в СССР моду на черные водолазки. А еще она носила брюки-клеш, черные очки и многочисленные аксессуары. Конечно, ей подражали!
«Я платье, — говорит, — взяла у Нади. Я буду нынче как Марина Влади», — зафиксировал вклад будущей супруги в советскую моду Владимир Высоцкий.
Сам Высоцкий, выступавший в джинсах, покачнул стандартные представления об эстрадном исполнителе. Как и Муслим Магомаев с его яркими пиджаками и костюмами.
Но тогдашние ревнители традиционного подхода к одежде требовали остановить это «нелепое подражание западной моде», которое «несовместимо с образом строителя коммунизма».
Госконцерт вводил для исполнителей строгие правила, и на «Голубых огоньках» вольностей артистам в одежде уже не позволяли. Да и манера выступлений даже у эстрадников разрешалась только академическая. Человек стоит у микрофона, изредка поворачивая головой. Разве что Лев Лещенко, символизировавший молодой задор, размахивал руками.
Леонтьева в мешке не утаишь
Но в 1980-е мир стремительно менялся, в Европе и Америке прошло несколько сексуальных революций, а эстрада плотно встала на путь шокирования публики и провокаций. Артисты 80-х одевались как на Хеллоуин, обильно красили лица, женщины оголялись, а мужчины натягивали лосины. Удержать все эти веяния силами Госконцерта было уже совершено невозможно. Очень точно зафиксировал это в фильме «Асса» (1987) режиссер Сергей Соловьев. В финале Виктор Цой устраивается певцом в затрапезный ресторан, а администратор унылым голосом зачитывает правила: «Подраздел Б. Обязанности артиста ансамбля. Выступать в единой для каждого коллектива утвержденной концертной форме»...
И если сравнить выпуски «Утренней почты» в 1982 году (болгарин Бисер Киров в белом пиджаке на черную жилетку) и 1988 года (Валерий Леонтьев в обтягивающем полосатом костюме и с кожаной кепкой на голове) можно сделать выводы и о состоянии общества в те годы, и понаблюдать, как рушились запреты и табу. Причем нельзя сказать, что Леонтьев прям шокировал. Все-таки советский зритель фестиваль Сан-Ремо смотрел регулярно, и «Аббу» с «Бони М» у нас знали.
Свой вклад внесла и Алла Пугачева, одной с первых она начала сотрудничать с ведущими советскими модельерами, ее эксперименты с одеждой и буйные начесы на голове активно обсуждались всей страной.
Дошло до перьев
Но Леонтьев в знаменитой сетке с ракушкой на причинном месте был, как ни странно, это звучит, еще цветочком. Ягодки обильно начали сыпаться в начале 1990-х. Всех не перечислить. Участницы женских групп «Комбинация» и «Мираж» одевались подчеркнуто вызывающе. Богдан Титомир и Сергей Лемох носили очень странные костюмы. А как смотрелась группа «На-На»! Достаточно пересмотреть архивные записи, резь в глазах от увиденного современному зрителю обеспечена. Звезды тех лет надевали на себя «все лучшее сразу».
Прошло больше десяти лет, пока наша эстрада не успокоилась, а обществу категорически надоели эпатажно одетые знаменитости. Из «старой гвардии» дольше всех (и до сих пор) продержались Филипп Киркоров, который всячески эксплуатирует образ очень богатого человека в перьях, и Лолита Милявская, которая, надо отдать ей должное, своему экстравагантному стилю в одежде никогда не изменяла.
Общество очень сильно поменялось и за минувшие с 2014 годы. То, что казалось привычным и даже нормальным раньше, теперь кажется вызывающим и пошлым.
Сложнее всего перестроиться артистам, которые во многом были популярны благодаря яркости своих костюмов — та же Бузова или тот же Киркоров.
Стоит ли вводить ограничения для артистов? Едва ли. Публика сама во все времена очень четко давала понять кумирам — что можно, а что нельзя. В любом случае, несмотря на все запреты, обязательно появятся исполнители, которые попробуют привлечь к себе внимание внешним видом и одеждой. Если, как у Маяковского, к эпатажному образу еще и талант приложится, то у них это получится. А просто «желтая кофта» забудется очень быстро.
Как и оголенное тело, особенно если «сценический нудизм» принимает массовый характер.