«Родители» и основные участники группы REFLEX — супруги Ирина Нельсон и Вячеслав Тюрин — рассказали в интервью АиФ.ru о состоятельных поклонниках, песнях Non Stop и «Сойти с ума», которые снова собирают залы, откровениях американского альбома Sun Generation, усталости, боли, пережитой из-за кризиса семьи, и книги «Люблю».
Владимир Полупанов: Ребята, концерт REFLEX’а в «Мумий Тролль баре» вы перенесли с 21 августа сначала на 30 октября, а потом на 6 ноября. И дата снова может измениться, если из-за ковида введут новые ограничения. Правда, что тем, кто купил несдаваемые авиабилеты, чтобы прилететь на ваш концерт в Москву, вы возвращаете деньги? Много людей обратилось?
Вячеслав Тюрин: — Пока 8 человек. Да, пришлось компенсировать. Слава богу, это относительно небольшие деньги. Все фанаты, которые должны были прилететь в Москву, — обеспеченные люди. Некоторые даже отказывались брать деньги. Но нам их было так жаль, что пришлось настоять. Один из них, кстати, детский врач-реаниматолог Юрий Курносов из Перми, который сегодня работает в «красной зоне».
Ирина Нельсон: — Он нам присылает видео с работы, на которых он постоянно ходит в маске и защитном костюме (СИЗ — Ред.). А между прочим, в 2020-м стал победителем в конкурсе «Лучший педиатр России». Потрясающий человек! Он нам иногда такие сообщения пишет: «Сделал капельницу больному, а сейчас слушаю ваш новый трек».
— В какой-то период, Ира, ты уходила из группы, в REFLEX’е фигурировали другие люди. Потом вернулась. С чем это было связано?
И. Н.: — С усталостью. Наши музыканты приезжали с гастролей и ложились отдыхать. А я шла в офис, где мы со Славой делали массу невидимой работы: монтировали клипы, сочиняли и записывали песни, планировали гастроли и т. д. Я постоянно работала, не щадила себя и перегорела в какой-то момент. У меня накопилась такая хроническая усталость, что потребовались два года на восстановление.
В. Т.: — Помню, в 2007 году мы заходим в музыкальный магазин Virgin Store в Дубае. Тогда это было всё равно, что попасть в рай. Я брожу среди этих развалов с CD, а Ира сидит в углу, бордовая. Я её спрашиваю: «Что случилось?» «Я больше не могу музыку слушать», — мрачно сказала она.
И. Н.: — При виде музыкальной пластинки меня в буквальном смысле тошнило.
— В общем, на гастроли теперь вы тоже ездите вместе, как Иосиф Пригожин с Валерией?
И. Н.: — Да, мы всё время вместе. Артистическая жизнь и частые разлуки семейной жизни не способствуют. Раньше Слава меня не понимал. Приезжаю с гастролей, ложусь отдыхать, а он мне говорит: «Может, лучше в кино сходим?» А когда сейчас мы с ним приезжаем с гастролей, он первым предлагает: «Давай хотя бы пару часиков поспим».
— Сегодня ваш проект — это группа или сольная артистка Ирина Нельсон?
И. Н.: — Сейчас мы брендируем проект как «Ирина Нельсон. Группа REFLEX».
В. Т.: — Мы создали целую микровселенную из песен, энергий разных людей. Мы, когда выводили Ирину на сцену, не ожидали такого успеха. Планировали менять артистов в группе.
И.Н.: — А вообще, у меня масса разного материала. Количество песен, которые мы выпустили за 25 лет в тандеме, перевалило за 200.
В. Т.: — 21 альбом и ещё отдельные синглы.
И. Н.: — Среди них 15 «золотых» хитов, с национальными наградами «Золотой граммофон», «Песня года» и т. д., которые люди знают наизусть. Я со сцены направляю микрофон в зал, и народ поёт эти песни.
В. Т.: — Но возвращение Иры в REFLEX было для нас достаточно драматичным. Мы планировали вывести Ирину как сольную артистку, чтобы она освободилось от прежних рамок. Но публика не дала это сделать.
— Что значит «не дала»? Люди правда просили вернуть Иру в проект?
И. Н.: — Да. Мы сами не ожидали, что любовь народная к этим песням столь сильна. Мы всё время были в работе, нам просто некогда было читать комментарии. А среди них было много таких, в которых люди высказывали сожаление по поводу моего ухода. Я тогда подумала: «Ничего себе, вот, оказывается, как сильна народная любовь к нашей музыке».
В. Т.: Зайди на YouTube и почитай комментарии под клипом на песню «Сойти с ума». Они очень тёплые. Некоторые пишут, что у них «ничего лучше и не было». И она стала для них судьбоносной.
И. Н.: — Под эту песню многие пары познакомились и танцевали в первый раз. Они пишут: «И после этого у нас возникла крепкая и счастливая семья». Поэтому мой уход из группы правда оказался ударом для поклонников. Мы со Славой к этому достаточно легкомысленно сначала отнеслись. Но успех был таким, что, когда я попыталась петь другие сольные песни, люди стали возмущаться. Как будто я их предала.
В.Т.: — Было очень много и хейтерских комментариев. Люди создавали специальные каналы в Сети, чтобы отомстить, оскорбить Ирину из-за ухода из группы.
И. Н.: — Тем более, никто не понял меня, когда я в Америке записала англоязычный альбом Sun Generation (2012 г.) с социально-философским подтекстом. Это серьёзный красивый альбом софт-рокового направления. Мы решили попробовать сделать что-то иное и поехали сначала в Англию, где записали одну песню с известным продюсером, обладателем премии Grammy Стивом Орчардом, который работал со Стингом, Massive Attack, Simply Red, Элтоном Джоном, U2…
В. Т.: — Мы стояли рядом с такими именами, на которых молились! Мы со Стивом два трека записали и поехали в Америку доделывать альбом. Нам хотелось там пожить, напитаться духом.
И. Н.: — Поехали туда из любопытства посмотреть, как там работают музыканты и продюсеры в мировой столице музыки.
В. Т.: — Обосновались, посмотрели что к чему. Так совпало, что это время было пиком мимолетного единения России и Америки. С нами тут же подписала контракт компания Universal Music. И у нас вначале вроде бы всё круто пошло. Но российское общество было не готово воспринимать Ирину как певицу, поющую софт-рок на английском языке. Над ней довлело клише солистки группы REFLEX.
В Universal нам предложили начать раскрутку с Восточной Европы. Мол, сначала наш трек должны поддержать российские радиостанции. И тогда мы будем двигаться дальше.
И. Н.: — Мы были уверены, что нас поддержат. Но очень сильно довлело клише солистки группы REFLEX, и нас никто не поддержал, кроме Аллы Борисовны, которая была восхищена русскоязычным вариантом песни Sunrise («Рассвет»), и радиостанции «Европа плюс».
В. Т.: — В этот момент нам было очень непросто. И потом стали читать огромное количество комментариев и поняли, что мы невольно стали жертвой собственного продукта.
— Давайте говорить прямо: большого успеха ни в России, ни на Западе альбом Sun Generation не имел?
В. Т.: — Сингл Sunrise достиг 35-го места в чарте Billboard (Dance Club Songs — Ред.) в виде ремикса, и это зафиксированный факт. Американцы, узнавая об этом факте, уступали Ирине дорогу и невольно кланялись. В США это считается огромным достижением, а у нас это не ценят совсем.
В. Т.: — Глубокая баллада о единении людей.
И. Н.: — Этот альбом зреет, ждёт своего часа, как хорошее вино. И он обязательно выстрелит. Я его цитирую в своих лекциях, блогах о здоровом образе жизни и мастер-классах по йоге, показывая и растолковывая глубокий смысл этих песен.
В. Т.: — Там всё сыграно живьём. Он никогда не устареет.
И. Н.: — И смысл этих песен будет актуальным во все времена.
— Так почему альбом всё-таки не поддержали?
В. Т.: — Я уже сказал, что клише Ирины как солистки поп-группы сильно довлело, и редакторам не хватило гражданской смелости поддержать серьёзные песни о мире, добре и зле. И это я считаю малодушием. Для меня этот альбом — личный прорыв и победа. Сейчас мы включаем песни из него в сольные концерты, и люди аплодируют стоя!
И. Н.: — Эта работа была зовом души. Я её вынашивала много лет, ещё работая в REFLEX’е. Хотелось, чтобы все эти тонкие энергии чувства сопереживания не только своей личной судьбе, но и всему человечеству, переплелись в одну. Эта пластинка для меня самой стала откровением. В ней есть песня Is It a Good Day, в которой воин стоит на поле боя, и вокруг него кровавые трупы. И он стоит и рассуждает: а кто я в это время — победитель или убийца? И каково было моё удивление, когда я в священном писании Бхагавад Гита прочитала и увидела ровно это описание во второй шастре (тексте), точно такой же сюжет и такую же сцену с таким же смыслом…
— Ребята, но давайте признаем, что свою славу вы снискали всё-таки на ниве танцевальной музыки…
В. Т.: — Нет, конечно, не только танцевальной. А национальные премии и успех таких песен, как «Сойти с ума», «Я тебя всегда буду ждать», «Люблю», «Я буду небом твоим»? Конечно, наши танцевальные хиты разрывают тик-токеры. И песни перепевает молодое поколение — слышал Non Stop в исполнении «Пошлой Молли»?
— Нет. Но наверстаю. Ира, хотел уточнить, в паспорте у тебя какая фамилия стоит?
И. Н.: — Тюрина.
— А расскажите, пожалуйста, как возник псевдоним Нельсон? Это же какая-то выдуманная история?
И. Н.: — Я выступала под псевдонимом Диана, и у нас был контракт со студией «Союз». Наши песни «Не говори», «Расскажи», «Я тебя провожаю», «Гори, гори ясно!» звучали из всех ларьков. Но мы ничего за это не получали.
В. Т.: — Нам показывали финансовые отчёты, согласно которым все деньги уходили на телеэфиры наших клипов. Были проданы десятки миллионов кассет, получены миллионы долларов, а мы ни цента не получили за все 4 года, что действовал контракт. И мы решили уйти из «Союза» и заключить договор с компанией «АРС». Но в 1998 году «АРС» объявил, что замораживает контракт с нами. Причины нам неизвестны. Нам сказали, что в нас больше не будут вкладывать деньги. И мы даже имя не смогли себе оставить. Оставшись без творческого псевдонима, были вынуждены лавировать. Юристы подсказали, что Ирина может выступать внутри группы и не под своим именем. Нам даже пришлось сменить её внешний вид, покрасив волосы в радикально красный цвет. Так был придуман REFLEX и звучный «шведский» псевдоним Нельсон.
И. Н.: — Я выбирала фамилию, которая должна быть успешной, опираясь на нумерологию. Была запущена «утка» о том, что у певицы Дианы есть сестра-близняшка. Я похудела на 6 кг. И даже преданные поклонники Дианы меня не узнали.
— Был же период, когда вы свои семейные отношения не афишировали. С чем это было связано?
В. Т.: — Мы не скрывали, но старались это не выпячивать, чтобы Ирина как певица была более притягательной для публики. Но сейчас уже нет смысла ничего скрывать, всегда же можно прогуглить (смеётся).
— Был период, когда вы жили отдельно друг от друга. С чем это было связано?
И. Н.: — Мы пережили кризис отношений. Всё началось в 2014 году. Мы потеряли общие интересы. Но всё, чем я занималась с 1998 года — проповедовала здоровый образ жизни, изучала священные писания, получала огромное количество знаний из ведической литературы, которая реально полезна в любых жизненных ситуациях, — помогло исправить ситуацию, заставило выслушать друг друга. Я отмотала все события назад и наша триггерную точку, которая послужила началом раскола наших отношений. То, что не оценили мою американскую пластинку, куда мы вложили столько души, стало для нас обоих серьёзным ударом. И всё это сказалось на отношениях.
— Для музыканта сегодня важно попадать с клипами на музыкальные каналы? Они по-прежнему играют важную роль в раскрутке клипа? Сегодня недостаточно выложить клип на YouTube?
И. Н.: - YouTube — это круто. У нас есть трек «Я тебя всегда буду ждать», в раскрутку которого мы не вкладывали ничего. У него сейчас честных 31 млн просмотров. Но хоть и говорят, что время телевидения прошло, на самом деле это не так. Есть масса людей, которые по-прежнему смотрят телевидение. Если идут активные трансляции наших клипов на ТВ, количество концертов сразу увеличивается.
В. Т.: — Музыкальные телеканалы, и Муз-ТВ в частности — это очень важный сегмент. 3 октября, кстати, мы споём несколько самых популярных наших песен на «Дискотеке Муз-ТВ» в AdrenalinStadium. У вас есть возможность в прямом эфире посмотреть выступление Ирины.
— Недавно вы записали дуэт с итальянским артистом Роберто Занетти, выступающим под псевдонимом Savage. Песня Only You была большим хитом в 80-е. Зачем вы вернулись к ней? Что есть в музыке 80-х такого привлекательного?
В. Т.: — Музыка 80-х прекрасна. Тогда было мало технических средств для записи. И люди брали мелодизмом. Сколько было создано прекрасных мелодий со сложными гармониями в 80-е! Сандра, Fancy и другие звёзды 80-х пели довольно сложную поп-музыку при всей кажущейся простоте. Сейчас рок так не играют, как тогда поп-музыку. Это целый пласт культуры. Savage готовился к концерту в России и захотел записать дуэт с каким-нибудь российским исполнителем. Позвонил нам, мы подумали: почему нет? Так родился дуэт. Мы Роберто ни разу не видели вживую. Пару раз связались через «Инстаграм». Концерт Savage не состоялся из-за ковида, но зато теперь Only You — один из самых популярных треков в концертах REFLEX’а.
— Кто за что у вас отвечает в тандеме?
В. Т.: — Мы оба авторы, всегда работаем вместе. Хоть я и пишу для других артистов, но изначально каждую мелодию автоматически придумываю для Иры.
И. Н.: — Но у меня есть свой авторский каталог. «Я тебя всегда буду ждать» — это моя авторская песня. Англоязычная пластинка преимущественно вся моя — и музыка, и тексты.
— Почитал твою книгу, Ира, которая называется «Люблю». Мне показалось, что там очень много ненужных красивостей, слишком беллетризированная автобиография. Вот гитарист «Роллинг стоунз» выпустил потрясающе честную книгу о себе, которая называется «Жизнь». Почему ты о себе не написала так же правдиво?
И. Н.: — (Смеётся). А просто моя правда другая. Это жизнь без наркоты, это 22 года вегетарианства. Огромная жажда знаний о природе нашего бытия, о медитациях, о здоровье, о счастье. О том, как моделировать свою успешную жизнь. Я всегда избегала пиара через жёлтую прессу, ничтожных скандальчиков. Ещё в начале 2000-х я на телевидении начала говорить о принципах здорового образа жизни, медитации, йоге. И за это стала изгоем на многих каналах. (Смеётся). А сейчас это всё в моде и очень востребовано. Т. е. я опередила время.