Один из самых актуальных сейчас мировых fashion-трендов - «любовь ко всему русскому». Причем это не просто наглядное отображение того, какое место занимает русская культура в общемировом аспекте, но и для нашей страны показатель существенного шага вперед.
В смысле моды наша страна всегда стояла особняком: еще в восьмидесятых «высокий стиль» был не в почете. Во-первых, испытывающий финансовые трудности СССР не мог предложить своим гражданам высокий уровень дохода, которого хватало бы на покупку последних новинок моды. Во-вторых, общественное мнение (отчасти из-за финансового положения большинства) гласило, что тратить деньги на одежду было излишне некрасиво и вообще «не правильно». В 90-е после «убирания барьеров» людям стало «можно все», но при этом образовательный и культурный уровень большинства граждан в смысле моды был крайне низок. Как в кривом зеркале все недостатки общества отражались в наиболее финансово успешных тогда людях. Быстро заработав большие (по тогдашним меркам) деньги, люди руководствовались принципом «дорого-богато» и соревновались в показной «роскоши» (золото, меха, леопард - Roberto Cavalli, Dolce&Gabbana и Versace). Лишь в XXI веке массовое сознание россиян ушло от мнения «больше золота – красивее одежда». Повышение доходов существенной части населения проходило параллельно с ростом «модной грамотности». Важную роль в этом сыграла и модная пресса. Многие наши редакторы глянцевых журналов, дизайнеры и блогеры, такие как Мирослава Дума, Эвелина Хромченко, Катя Мухина, Ульяна Сергеенко, Лена Перминова рассказывали россиянам о том, как живет и чем дышит мир моды. Изголодавшаяся по таким знаниям публика достаточно быстро уловила мировые тренды и сделала огромный шаг вперед не только в индустрии моды, но и в ее понимании обществом.
И вот в последние годы произошло то, на что еще пару десятилетий назад сложно было рассчитывать. Те же глянцевые СМИ сработали и в другую сторону, не только рассказывая о моде россиянам, но и показывая западу «новую», очень стильную Россию. Фактически они языком моды пропагандировали русскую культуру и традиции.
Свершилось чудо – мы стали сильны не только в политике, но и в моде. Теперь Россия, еще недавно жадно следившая за западной индустрией, сама является трендсеттером, то есть начинателем модных течений. Хохлома, гжель, кружево, пуховые и павлопосадские платки, знает и носит теперь весь мир. Быть «русским» стало очень модно: все «ходят на балет», «слушают оперу», цитируют Пушкина с Достоевским и пьют водку, закусывая черной икрой.
Не так давно сайт style.com провел интересное исследование: коллеги проследили эволюцию современного русского стиля от Вячеслава Зайцева до Walk of Shame (грандиозный показ, которого прошел в Третьяковской галерее на Крымском валу). Настолько пристальное внимание подчеркивает уровень возрождения русской культуры в области моды. Сейчас уже никак нельзя недооценивать русское влияние на мир искусства и моды: олимпийское «нас не догонят», славянские мотивы в коллекциях Chanel и Valentino – все это относитель ненавязчиво и в то же время, очень громко. За круглым столом, открывшим фестиваль «Русские сезоны» (проводящийся при поддержке Минпромторга), собрались метры модной индустрии России и просто очень влиятельные люди мира моды: Евгения Линович, Денис Симачев, Михаил Куснирович, Константин Андрикопулос и огромное количество медийных и профессиональных представителей стиля и власти в России. Обсуждалась тема интеграции российского культурного наследия в современную моду. Это новый уровень развития нашей моды, традиции ожили и стали новой современностью и приятно осознавать, что мы с вами живем в эпоху таких приятных перемен. Например, многие «наши» дизайнеры сейчас активно сотрудничают с предприятиями народных художественных промыслов. Бренд Masterpeace, полюбившийся российским модницам, представлен в нью-йоркских шоурумах, где украшения с хохломой и гжелью лежат в витринах вместе с брендами Celine, Dior, что демонстрирует интеграцию русских традиций в мировую культуру.
Молодая российская марка Mirklis представляет собой микс современности и старины в виде пальто с меховой оторочкой и платьями с традиционными русскими орнаментами. Основательница бренда Norsoyan Людмила Норсоян разрабатывает коллекции трикотажа для международных и российских брендов, кардиганы данной марки изготовлены вручную техникой вязания оренбургской «паутинки». Марка Radical Chic воплотила в жизнь оригинальный микс традиций и актуальных тенденций в виде коллажей и картин современных российских художников на шелковых платках.
Результатом данного синтеза являются коллекции, наполненные «русскостью», самобытностью и одновременно тонкой современностью. Эксперты пришли к простому выводу: российская мода в надежных руках и то, чего удалось достигнуть уже сейчас, является лишь началом большого «русского пути» по мировому подиуму.
Смотрите также:
- Вячеслав Зайцев: «Российским Неделям моды не хватает деловых контактов» →
- Вячеслав Зайцев: «Пальто, которое сшил в 87-м году, ношу до сих пор» →
- Ольга Коробицына: Dior без дирижёра →