О музыкальных итогах года АиФ.ru поговорил с гендиректором Universal Music Russia Дмитрием Конновым и другими музыкальными экспертами.
Владимир Полупанов: Дима, каков, на твой взгляд, главный музыкальный тренд уходящего года?
— Часто слышу, что хип-хоп потеснил все привычные музыкальные жанры. И у нас, и за рубежами нашей страны. Так ли это? И с чем это связано (если так)?
— Это правда, и у этого причин несколько. Во-первых, хип-хоп — это в первую очередь текст, а технологии записи музыки и звука рванули так, что каждый может научиться пользоваться парой программ, которые можно установить на любой ноутбук. Поэтому для самовыражения все готово — больше не надо стучаться к большим толстым дядькам и просить их дать денег на запись в студии. Второе — люди хотели услышать язык улиц, и хотели, чтобы артисты не изображали своих в доску парней, а просто были такими — и хип-хоп дал им эту возможность. Внутренняя цензура ушла. Можно больше не переживать, что скажут на радио о вашей песне — заливайте ее на стриминговые платформы и делайте ее хитом. И третье — поп музыка вечна, но она постоянно меняется, вбирая в себя самые разные музыкальные стили — можно вспомнить поп-рок начала 2000-х, например. С хип- хопом случилось то же самое — его ритм и тексты отлично «поженились» с главным принципом поп-музыки — хитом. И ещё — теперь мы очень спокойно относимся к тому, что тексты можно не только петь, но и читать — все больше и больше прекрасных примеров такой Музыки.
— Можешь назвать главных рекордсменов по сборам, продажам (артистов, находящихся в топах) — в российском и западном сегменте?
— В РФ по-прежнему нет чартов, основанных на статистике, хотя работа над этим ведется, поэтому сравнить цифры и чарты Америки или Германии с нашими пока смысла нет. Но есть итоги года от Apple Music и VK — можно поговорить про них.
— Сеть ВКонтакте и Boom (предоставляющие стриминговые сервисы) подвели свои итоги. На первом месте в их чарте — белорусский рэпер Леонид Вакальчук, скрывающийся за псевдонимам Sigo с песней Panda E . На второй и третьей строчках российские рэперы — Matrang с песней «Медуза» и Элджей с песней «Минимал». Как бы это прокомментировал?
— Это чарт самой активной аудитории, 10 — 20 лет. Вспомни себя в этом возрасте — ты — это та музыка, которую ты слушал. Поэтому этот чарт — лучшее свидетельство того, что А) поп впитал в себя хип-хоп и снова стал интересным, Б) в стране выросло поколение новых хит-мейкеров; В) западная музыка достигла минимума интереса за последние 30 лет; Г) в чарте доминируют парни, а исторически Россия страна женщин, которые поют, то есть нас ждет где-то новая очень большая звезда.
— У некоторых победителей проекта «Голос» контракты с с компанией Universal Music Russia. Что это за артисты? И что с ними происходит? Почему после «Голоса» у большинства победителей не происходит головокружительной карьеры?
— Контракт с нами — это условие участия для всех, кто выходит на первый этап шоу. В итоге победитель получает возможность записать альбом, а с прошлого года — сингл. Шоу началось в 2012 году (правда же, что эта дата кажется нам очень далекой) и неизменно приносит Первому каналу высокие рейтинги, а команда, которая делает шоу — самая профессиональная на рынке. А вот рынок музыкального контента за это время полностью изменился — люди хотят слушать новых, молодых артистов, но со своим оригинальным материалом. «Голос» же построен на каверах— исполнении, чаще всего очень профессиональном, известных уже песен. Добавьте к этому триумф жесткой лирики и читки, а не вокала, не забудьте, что голосование идет лишь во время прямого эфира, а это вечер пятницы в декабре, то есть то время, когда самая активная аудитория потребителей музыки на концертах или танцполе, но точно не у экрана телевизора. Все это приводит к тому, что победители оказываются в «заложниках» у взрослой аудитории, которой новые имена не нужны, а нужны лишь «хорошие девочки и мальчики», поющие известные песни.....
— Так какими артистами российскими вы занимаетесь сегодня? С кем есть контракты?
— В этом году мы работаем с 20 артистами; самые известные из этого списка Нойз МС, Лолита Милявская, Элджей. Есть те, кто стартовал в этом году — NXN, Cherocky, Sorta. Мы начали заниматься не только контентом, но и менеджментом артистов, самый первый контракт подписали с проектом Miidas — их клип мы представим после Нового года.
— Часто слышу фразу (в основном от продюсеров), что у нас есть шоу, но нет бизнеса. Так все-таки бизнес на музыке приносит деньги?
— Приносит, но если говорить о продаже контента, то зарабатывать можно на объеме прав, поэтому большие игроки чествуют себя все лучше и лучше. Однако в России традиционно доминирует концертный сегмент, в котором не все так волшебно, но 16 — 20 летние отдают последнее, что бы сходить на концерт своего кумира....
— CD-носители почти умерли. Слышу разговоры, что вновь в моде винил. Насколько спрос на винил является массовым? Какие тиражи у CD?
— В России CD умерли — все пользователи смартфонов научились скачивать альбомы или всё-таки пробуют пользоваться стримингом. А продажи винила держат достаточно высокую планку 4 год подряд — однако лишь больших западных музыкантов по-прежнему готовы покупать на виниле в России. Отечественные звезды печатают винил в обязательном порядке для продаж на концертах, ведь туда приходит самая преданная часть аудитории, которой винил (и иногда CD) все еще интересен.
— Помню, в 80-е годы обладатель коллекции виниловых западных пластинок считался чуть ли не небожителем. В СССР такое могли себе позволить состоятельные и продвинутые люди. Музыка перестает быть ценностью, с отмираем любых носителей, с переходом на цифру, с развитием стриминговых сервисов? Ведь сегодня музыку можно слушать совершенно бесплатно. И ее нет смысла коллекционировать (как это было в 80-е и 90-е).
— Музыка оторвалась от физического носителя и превратила (благодаря стримингу) в эмоцию, настроение, которое можно всегда иметь под рукой — ведь у каждого из нас в руках смартфон. И это прекрасно. Музыкальная индустрия, наконец-то, в счастливом браке с цифровой — наверное, мы сделали это первыми из всех креативных деятелей. А винил можно коллекционировать по-прежнему — это теперь значительно доступнее, чем в СССР. Ведь коллекция чего-то это тоже эмоции.
— Чем можешь похвастаться, как руководитель Universal Music Russia? Какие ваши основные достижения в уходящем году?
— В мире цифры нельзя не то, что стоять на месте, даже снижать скорость, и мы в этом году учились и менялись даже быстрее рынка.
А с точки зрения музыки горжусь альбомом «Раневская» Лолиты Милявской, хип-хоп- оперой «Орфей и Эвридика» Нойза МС и нашей работой весь год с Элджеем. Рад тому, что наш международный каталог — самый востребованный в России — это и Imagine Dragons и Post Malone и триумф группы Queen, которую для себя открыли те, кто родился уже после смерти Фредди Меркури.
— Твой прогноз — что ждет музыку в ближайшие годы?
— Повсеместный стримминг приведет к тому, что публика будет предъявлять все больше и большие требования к тем, кто выходит на сцену, к качеству музыки и шоу. Главное, что музыка и те эмоции, которая она дарит, можно уже сейчас получить легко и просто!
— Главный хит и главное музыкальное событие года?
— Главный хит «Минимал» Элджея, музыкальное событие — стриминг.
Главное музыкальное событие года по версии музыкальных экспертов, опрошенных aif.ru:
Владимир Полупанов («АиФ»): Концерт Роджера Уотерса в «Олимпийском». Высококлассное шоу мирового уровня с песнями, наполненными смыслом и успевшими при жизни автора стать классикой.
Борис Барабанов («КоммерсантЪ»): Концерт рэперов в поддержку Хаски. Беспрецедентный случай, когда наши музыканты объединились, в принципе, ради какой-то цели.
Александр Кушнир («Кушнир продакш»): Пикник «Афиши» в Коломенском. Настоящий европейский рок-фестиваль категории А.
Владимир Матецкий (композитор): Итоги года можно выразить двумя словами. Рэп и Украина. Как стиль доминирует рэп. А у Украины лидерство в авторстве музыки. И основная масса популярных песен либо написана, либо спета украинскими исполнителями (Светлана Лобода, группа KAZKA и т.д). Даже хит Филиппа Киркорова «Цвет настроения синий» написан украинцем. Очень жалко, что рэп здорово сдвинул позиции рок-музыки. Очень надеюсь, что в следующем году рок-музыка отвоюет у рэпа внимание аудитории. Рок-музыка не должна исчезать, наоборот, должна прирастать новыми интересными именами.
Артур Гаспарян (МК): Феерическое харакири России на «Евровидении».
Сергей Соседов (независимый журналист): Премьера оперы «Турандот» в «Геликон-опере». Фантастическая постановка Дмитрия Бертмана. Новаторская двухуровневая режиссура. Лучшая постановка «Турандот» в мире. Просто сойти с ума! Я смотрел 3 раза.
Продюсер «Мумий Тролля» и Земфиры Леонид Бурлаков: «Если не замечать ужас, творящийся в местном шоу-бизнесе, то год покажется вполне музыкальным. RHYE с альбомом Blood вернули былую томность в наши вечерние посиделки, Father John Misty с альбомом God's Favorite Customer объявил себя новым Боб Диланом, Tom Grennan, Lukas Graham, George Erza создали красивые поп-альбомы, слушать которые мы будем не только по причине их высоких мест в чартах, а Paul McCartney и Mark Knopfler тряхнули своим талантом так, что продажи винила поднялись на очередные доли процентов. Из новых звёзд выделил бы Claudio Capeo, US Girls, Alice Merton, Finneas и Angele. Если брать отдельные песни, то бесконечно благодарен Jack Savoretti за его Candlelight. Так как он мои чувства к женщине ещё никто в поп-музыке не выражал».