Это не твое «Uno». Громкие скандалы с плагиатом в мире музыки

Little Big — «Uno». © / Кадр youtube.com

Скандалы с плагиатом в музыкальном мире случаются достаточно часто, и редкий год обходится без очередных шумных разбирательств между непризнанными авторами популярной музыки и их более удачливыми коллегами. Впрочем, чаще всего суды по поводу возможного авторства той или иной композиции (или её части) заканчиваются почти одинаково: иски отклоняются, причем во всех возможных инстанциях, и приходится признать, что справедливости в этом мире не существует. Такой исход был, например, у многолетнего процесса по поводу того, кто написал знаменитый проигрыш из композиции группы Led Zeppelin «Stairway to Heaven». Наследники гитариста группы Spirit Рэнди Вулфа были уверены, что этот проигрыш впервые прозвучал в написанной им песне «Taurus», музыканты Led Zeppelin доказывали, что ничего ни у кого не крали. Всё это тянулось с 2014 года и закончилось (хочется надеяться, что навсегда) лишь весной 2020-го. Участники Led Zeppelin были признаны авторами хита. Но подобное случается со многими музыкантами.

   
   

Кэти Перри — «Dark horse»

Композиция «Dark horse» вышла в 2013 году и была одним из главных хитов с альбома «Prism». В суд на певицу подали не слишком известные рэперы Flame и Lecrae, которые посчитали, что мелодия украдена из их песни «Joyful Noise» 2008 года. Поначалу, кстати, им везло: присяжные признали факт плагиата и обязали Перри и её соавторов выплатить настоящим авторам $2,78 млн. Но последовала апелляция, и суд высшей инстанции уже в этом году решил, что никакого плагиата нет и что певица никаких денег никаким рэперам не должна.

Шакира — «La bicicleta»

Колумбийской певице тоже удалось отстоять своей доброе имя. В плагиате её обвинял кубинский композитор Ливан Рафаэль Кастельяно Вальдес. Он считал, что она украла фрагменты его композиции «Yo te quiero tanto», которая была записана еще в 1997 году. Песня Шакиры была выпущена в 2016-м. Но суд с помощью приглашенных экспертов решил, что «Yo te quiero tanto» и «La bicicleta» — две абсолютно разные песни и о плагиате речи быть не может.

Анастасия Самбурская, Виктор Дробыш — «Старая»

Совсем свежий случай, который еще толком не разбирался в суде. В мае этого года поэтесса Анастасия Рыбачук обвинила актрису и телеведущую Самбурскую и музыкального продюсера Дробыша в том, что они незаконно использовали её стихотворение «Мечта» в качестве текста для своей композиции «Старая». В качестве компенсации Рыбачук потребовала выплатить ей свыше полутора миллионов рублей.

Эд Ширан — «Thinking Out Loud»

Британскому музыканту не раз приходилось ходить в суд по делам о плагиате. Несколько лет назад он вынужден был доказывать, что не крал структуру своей композиции «Photograph» из песни Томаса Леонарда и Мартина Харрингтона «Amazing». А в 2019-м против него ополчилась тяжелая артиллерия: его обвинили в том, что он позаимствовал отдельные фрагменты «Thinking Out Loud» у знаменитого певца и автора песен Марвина Гея, точнее, из песни «Let's Get It On». Ширан все обвинения, разумеется, отрицал. Проблема в том, что еще раньше, в 2017-м, он вынужден был указать в числе авторов этого хита трио TLC No Scrubs, поскольку песня оказалась похожей еще и на композицию этой группы «No Scrubs».

Little Big — «Uno»

Обвинение в плагиате является одним из традиционных развлечений на любом «Евровидении». В этом году музыкальный конкурс не проводился по причине пандемии. Организаторы провели концерт в онлайн-формате, потеряв в привлекательности этого шоу из-за отсутствия соревновательного эффекта. И даже громких разоблачений, связанных с воровством мелодий, не случилось. Но эту часть пользователи интернета взяли на себя. В Сети появился ролик, в котором композиции одних из самых ярких участников несостоявшегося конкурса — российской группы Little Big — сравниваются с песнями американской хип-хоп-группы The Black Eyed Peas (один из её участников — известный рэпер will.i.am). И выходит, что написанная для «Евровидения-2020» «Uno», а также «Go Bananas» напоминают «My Humps», а «I'm OK» — «Scream & Shout». Хорошо, что до судов дело пока, к счастью, не дошло.