Российский «Первый канал» официально отказался от трансляции песенного конкурса «Евровидение», который должен пройти в мае в Киеве.
Телеканал сообщил, что получил письмо Европейского вещательного союза, в котором говорилось, что ЕВС не смог урегулировать вопрос об участии в конкурсе российского представителя, певицы Юлии Самойловой, которой украинские власти запретили въезд в страну сроком на три года.
«Вариант замены Юлии Самойловой на другого исполнителя, на наш взгляд, даже не может рассматриваться. В сложившейся ситуации „Первый канал“ не считает возможным транслировать конкурс „Евровидение-2017“», — говорится в заявлении телеканала.
Игра не по правилам
Представители «Первого канала» уверены, что, отказывая Самойловой в участии, киевские власти дискредитируют популярный конкурс: «Мы считаем отказ украинской стороны абсолютно необоснованным, причиной его, безусловно, является попытка Украины политизировать конкурс, целью которого на протяжении 62-летней истории было объединение людей».
И хотя на протяжении нескольких недель Европейский вещательный союз пытался найти компромисс, чтобы все 43 страны смогли принять участие в популярном конкурсе, решить дело миром так и не удалось.
Как сообщает «Первый канал», ЕВС за это время так и не сумел договориться с Киевом. Они настаивали на варианте удалённого выступления Самойловой, что не устроило ни украинскую, ни российскую сторону.
Похоже, «Первый канал» был готов к тому, что переговоры зайдут в тупик (в отличие от Самойловой, которая до последнего верила, что всё разрешится благополучным образом) и ещё в марте сделал официальное заявление о том, что, если Самойлова не сможет поехать на «Евровидение» в этом году, она будет участвовать в нём в 2018, минуя все отборочные этапы и голосования.
«Если Украина не допускает Юлию Самойлову до участия в „Евровидении“, в следующем году вне зависимости от места проведения конкурса Россию будет представлять Юлия Самойлова», — заявили в пресс-службе «Первого». Коллег сразу поддержали представители компания ВГТРК, которая в следующем году должна будет принимать решения по конкурсу.
Что дальше?
Пустят ли Россию на «Евровидение» в 2018, ещё неизвестно, ведь Европейский вещательный союз может наказать Россию за отказ от трансляции. Однажды мы уже были в такой ситуации: в 1997 Алла Пугачёва с песней «Примадонна» заняла 15 место из 25, что автоматически исключало нашу страну из конкурса в следующем году. По этой причине мы отказались от трансляции «Евровидения-1998», за что были дисквалифицированы в 1999.
Конечно же, сегодня ситуация выглядит иначе: мы имели право и хотели участвовать в «Евровидении-2017», но нашему участнику отказала страна-хозяйка конкурса. Как эту ситуацию интерпретирует Европейский вещательный союз, и пойдёт он ли нам навстречу, пока неизвестно.
И последнее. За участие в «Евровидении» национальные телеканалы ежегодно осуществляют взнос (его размер держится в строжайшем секрете, но речь идёт о серьёзных деньгах, пропорциональных размеру национальных телерадиовещателей). Если же страна накануне конкурса по какой-то причине отказывается принимать в нём участие, деньги удерживают в качестве штрафа. И вряд ли их вернут нам. Так что Россия потеряла не только возможность выступить на международной сцене, но и приличную сумму.