Владимир Полупанов: Собачья работа

Коллаж «ТВ-Гид»

   
   

Это правда. Говорят, что именно так глава НТВ Владимир Кулистиков хотел назвать новое политическое ток-шоу с ведущими Тиной Канделаки и Маргаритой Симоньян, с одной стороны, намекая на их кавказские корни, с другой - на содержание программы. Мол, своим гостям ведущие должны не просто задавать вопросы, а чуть ли не кусать их.

«Девочки, - предупредила Тину и Маргариту телеведущая Наталья Метлина в своём микроблоге, - предупреждаю сразу: если каждый ваш эфир не будет заканчиваться дракой, то вас закроют». Но в результате программу назвали менее провокационно - «Железные леди».

Вместо овчарок - мопсы

В пресс-релизе, разосланном журналистам перед запуском этого проекта, утверждалось, что «прин­ципиальным условием ведущих был прямой эфир и полная свобода в выборе тем». «Гостями «Железных леди», - интриговал аудиторию анонс, - будут как представители политиче­ского истеблишмента, так и их оппоненты. Ждать удобных вопросов не стоит никому: прямой эфир диктует жёсткий полемиче­ский формат - так называемый «hard talk» (что можно перевести дословно как «тяжёлый разговор»).

Первый эфир и правда получился очень тяжёлым. То ли тема была выбрана неудачно (падение Чебаркульского метеорита), то ли ведущие переволновались (всё-таки дебют), но в эфире Тина и Марго выглядели скорее как мопсы, а не овчарки. Драки, которую им советовала Метлина, тоже не случилось. Не было даже намёка на скандал или хотя бы мало-мальскую интригу. И вопросы, которые Симоньян и Канделаки задавали своим гостям, даже студенты первого курса журфака, скорее всего, постеснялись бы задать - настолько они были банальны и «удобны».

«Сейчас ОЧЕНЬ холодно в Челябинске? - пытали они губернатора пострадавшего региона Михаила Юревича. - КАК вы помогаете людям?» И так далее. Единственное, чем запомнился лично мне этот выпуск, так это двумя новыми словами, прозвучавшими из уст Юревича. «Сейчас идёт ОСМЕЧИВАНИЕ и АКТИРОВАНИЕ ущерба», - ответственно заявил губернатор Челябинской области. Дебют вышел очень скучным и не соответствующим громким анонсам. Хотя продолжение оказалось куда интереснее. 

   
   

Ведь Симоньян «лично» пообещала зрителям: «Лично я не могу больше слышать со всех сторон глупости и неинформированную пропаганду. Очень скучно сидеть тихо, если какие-то вещи ты просто знаешь - знаешь, как они происходили на самом деле, видишь, как всё перевирается, и хочешь рассказать, что в реальности происходит».

Свои и чужие

В следующем выпуске девушки попытались осве­тить тему коррупции в высших эшелонах власти, для чего пригласили в студию двух депутатов: «справедливоросса» Илью Пономарёва и «единоросса» Андрея Исаева. И если на первого они откровенно нападали, назвав его даже самым «ленивым депутатом» (но сослались при этом на публикацию «Форбса»), то второй, представляющий партию власти, был просто обласкан ими. Обе откровенно играли на поле Исаева и не скрывали этого.

«Андрей, у меня к вам нет предубеждения, - заявила Канделаки. - Я голосовала за «Единую Россию». Я хочу, чтобы там были честные люди». «Спасибо, Тина», - поблагодарил Исаев ведущую, по сути, за «собачью» преданность партии власти.

«Вот вы не очень ласково с Пономарёвым обошлись, - подметил эту «лизость» власти в беседе с Маргаритой Симоньян корреспондент Лента.ру, - а с депутатом от «Единой России» Андреем Исаевым было совсем не так».

«Я и не собиралась делать вид, что я вся из себя объективная, - ответила ему на это главный редактор Russia Today и соведущая Тины Канделаки. - Я вообще не считаю, что ведущий должен быть обязательно объективным. К примеру, на американском телевидении это совершенно не так, это метода британского и в целом европейского телевидения. Я нападала на Пономарёва больше, чем на Исаева, потому что идеи Исаева мне ближе. А что в этом такого? Я буду защищать те идеи, которых придерживаюсь сама, и не буду делать вид, что мне всё равно. Наша передача совершенно не претендует на беспристрастность».

Впрочем, чтобы создать хотя бы видимость объек­тивности, в программе был прямой телемост с Майами (США), где были обнаружены злополучные апартаменты депутата Пехтина. Загорелая журналистка НТВ предложила зрителю посмотреть, как выглядит недвижимость оскандалившегося депутата изнутри. Правда, заранее предупредила, что это жильё не самого Пехтина, а аналогичное, по схожей цене и в том же доме. «Ну и как вам квартирки?» - простецки обратились ведущие к своей коллеге в Майами. «Ой, квартирки шикарные, чего говорить, - вздохнула с нескрываемой завистью та. - Две ванные комнаты с джакузи, кухня с гранитной стойкой, все 33 удовольствия. Да и сам район шикарный - Майами-Бич». И при этом ни слова, ни полслова, что зарубежную недвижимость Пехтина первым обнаружил Алексей Навальный, а не сотрудники канала НТВ. Все остальные факты, озву­ченные «железными ледями» в «коррупционном» выпуске, тоже были неновы. Поэтому так и хотелось спросить: «А где же обещанный эксклюзив? А как же обещание рассказать, как «происходит в реальности»?»

«Мы звали Пехтина на эту программу», - с напускной значительностью объявили «леди». «Он обещал прийти, но потом отключил телефон. Он нас обманул, и нам его не жалко», - мстительно сказала Симоньян. «Пехтин не брал с нас трубки», - обиженно продолжила Канделаки. «Обманывать женщин нехорошо», - поддержал девушек Пономарёв. Если я правильно понял, Пехтину досталось потому, что не пришёл на программу. А если бы пришёл, его бы наверняка пожалели, как и Андрея Исаева, который вяло пытался обелить владельца недвижимости в Майами. «Пехтин - честный человек, но возникла какая-то проблема. Какая-то путаница с документами». Это было настолько нелепо, что даже несмешно. 

Все попытки ведущих стравить Пономарёва и Исаева провалились, ибо были похожи на интриги в детском саду. «Ваш оппонент Илья Пономарёв только что назвал вас земляным червём»,- обратилась к Исаеву Симоньян. Канделаки же была верна себе. «Одна короткая реплика», - встревала она в разговор и затем по традиции стреляла пулемётной очередью своих «фирменных» бессвязных монологов. И даже одарила аудиторию собственным «неологизмом» - «депутаты-богачучки». Как несложно догадаться, так Тина именует тех народных избранников, у кого есть недвижимость за рубежом.

С путиным на дружеской ноге   

Впрочем, обещанный эксклюзивчик всё-таки прозвучал в конце программы о коррупции. Во-первых, девушки признались, что зарабатывают больше, чем депутаты Госдумы, средняя зарплата которых составляет 160 тысяч рублей. Во-вторых… А во-вторых, зрители узнали, что у Симоньян есть свои источники наверху. «То, что происходит в стране, - это чистка? - задавалась риторическими вопросами Канделаки. - Неприкасаемых в стране больше нет?» «Показуха!» - едва успел выкрикнуть Пономарёв. Но Маргарита Симоньян привела убийственную аргументацию: «Я разговаривала со многими людьми, которые где-то там, совсем вверху, обитают. И эти люди, которые близки к телу, говорят, что Путин устал, его это расстраивает. Кто попался, тот и будет сидеть. Я вчера только разговаривала с человеком, который близко, часто и тесно общается с Путиным. И он мне сказал: Путин хочет показать, что неприкасаемых у нас нет. И дальше всё будет по-другому». «Дай-то бог!» - хотелось крикнуть мне.

Уже в следующем выпуске Канделаки тоже выложила свои козыри и доказала, что и у неё есть свои люди, которые «где-то там, совсем наверху, обитают». На экране в студии показали её «яростную переписку» (термин самой Канделаки) с депутатом Левичевым, вся суть которой свелась к тому, чтобы пригласить его в студию на программу. Но депутат отшил телеведущую, написав буквально: «Я буду с женщиной, которую люблю больше вас». «Всё верно, - защитил Левичева Гудков-старший, оказавшийся гостем в студии. - У него в этот день был день рождения». «А мне кажется, - обиженно заметила Тина, - он не только муж своей жены, но и государственный муж. И на такие вызовы нужно отвечать».

За занавеской большого

Последний выпуск ток-шоу, который мне удалось посмотреть, был посвящён разбору скандала в Большом театре. Гостями в студии оказались Николай Цискаридзе и балерина Анастасия Волочкова. В этот раз от «железных леди» досталось гендиректору Большого Анатолию Иксанову. Прошлись даже по его внешности и дали несколько его фотографий крупным планом, где он не очень хорошо выглядит. Как я понял, именно потому, что тот не пришёл на программу. Швыдкого тоже звали, и он также манкировал приглашение. Но его леди почему-то пощадили - не показали в эфире ни одной фотографии.

«Что такое театр?» - пространно рассуждал Цискаридзе. «Для меня вы - это сверхлюди, - тут же поддер­жала разговор Канделаки, - когда я смотрю на вас, на балетных, - как вы так долго можете дер­жаться в воздухе!» Порция лести досталась от Канделаки и Волочковой, к которой телеведущая обратилась так: «Я считаю, что вы были прекрасной балериной. И Большой вас как балерину просто погубил. Может быть, это просто тенденция в балете? Может быть, просто сегодня Большому звёзды не нужны? - Но остроты всё же добавила: - Большой сегодня выглядит как торговый центр. Потолки низкие, мебель бьётся, занавески леопардовые. Зарплата артистки кордебалета составляет 9 тысяч рублей. А на реконструкцию потрачено 35 миллиардов!»

Точку в этой «жаркой» дискуссии пытался поставить бывший член попечительского совета Большого Максим Викторов, по прин­ципиальным соображениям вышедший из совета, участие в котором (как он пояснил) обходилось ему в 250 тысяч евро. «Сегодня в Большом сложно встретить руководителей нашего государст­ва, - авторитетно заявил он. - И надо разбираться в этом вопросе. Надо любить оперу и балет. И тогда в Большом театре будет порядок. Мне кажется».

«А может быть, следственным органам настала пора задержаться в Большом? - резюмировала Канделаки. - На том, что происходит в Большом. Пока не пролилась первая кровь». И тут я впервые, сам от себя этого не ожидая, согласился с Тиной. 

 
Владимир Полупанов

Журналист еженедельника

«Аргументы и Факты»