Максим Дунаевский: «Российское кино сегодня в полной засаде»

Максим Дунаевский. Фото Сергея Иванова

Максим Дунаевский:

   
   

- В Москве идёт одновременно шесть моих мюзиклов, в том числе «Мата Хари: любовь и шпионаж», «Аленький цветочек», «Летучий корабль», «Три мушкетёра». Выходят и фильмы с моей музыкой...

Досье
Максим Исаакович Дунаевский (родился 15 января 1945 г. в Москве) - советский и российский композитор, народный артист России. Написал музыку к таким известным фильмам, как «Д'Артаньян и три мушкетёра», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Карнавал», «Граница. Таёжный роман», «Трест, который лопнул» и мн. др.

Меня часто спрашивают: почему мы не слышим ваших песен в новых кинокартинах? А не слышим потому, что российское кино у нас сегодня в полной засаде, если не сказать грубее. Телевизионные фильмы переродились в скучнейшие сериалы. В цене исполнительство, которое малосведущие люди часто называют творчеством. Говорят: творчество актёра, творчество певца. Но это же не творчество, это исполнительство!

У композитора, писателя, драматурга, режиссёра - это творчество. Именно оно во все времена было основой искусства. Не понимать этого - значит, не понимать ничего в формировании культуры. Похоже, у нас этого категорически не понимают на государст­венном уровне, отодвигая творцов на второй план. Культура не может сущест­вовать на одних, пусть и очень талантливых, Спиваковых, Гергиевых и Мацуевых. Ведь исполнители всё равно не могут обойтись без творчества - надо же им пополнять репертуар! Невозможно всю жизнь ехать на классике. Надо отражать и сегодняшний день. Разве не это основная задача искусства?

Современные произведения у исполнителей в СССР занимали большую часть их репертуара и были известны на весь мир, достойно представляя нашу страну. Но посмотрите - сегодня в театре идёт лишь классика... Когорта выдающихся наших композиторов проживает на Западе. Их исполняют в основном западные музыканты и театры, сделав, увы, частью не нашей, а чужой культуры. Нас здесь осталась маленькая, далеко не могучая кучка. Гладков, Рыбников, Журбин, Овчинников, Дашкевич, Артемьев, я - нас как будто не существует для Министерства культуры.

Да и вообще: есть ли оно, это министерство, - большой вопрос. Оно с таким коммунистическим упорством борется за господдержку кино, не думая о том, что этим только развращает и губит его! При отсутствии института попечительства и благотворительности именно творчество должно иметь господдержку. Без него искусство захиреет окончательно. 90-е годы убили всё... А поколение, которое сегодня руководит культурой, в основном воспитано 90-ми годами, т. е., увы, пустотой. Поэтому у нас в первых людях ходят Стас Михайлов и Елена Ваенга. Потому что лучшего-то мы не знаем, как говорил Жванецкий. Если мы лучше ботинка не видели, то и кирзачи - ого-го какие ботинки!

   
   

Попса сама себе вырыла яму абсолютным отсутствием содержания песен. Вот людям и захотелось хоть что-то сердечное послушать, и вот это сердечно-ресторанное, обливаясь слезами и рванув на себе рубашку потную, выходит на сцену...

- Спрашиваете, почему в моём загородном доме много металлических табличек с надписями «Beverly Hills» и т. д? Я чувствую очень сильную ностальгию по Америке. Говорят, это чувство проявляется только у людей, которые покидают Россию и живут на чужбине. У меня наоборот. США - страна для меня нежная, просторная, свободная. Мне там хорошо. Но жить там я не смог. Дело даже не в языке, не в менталитете. Просто люди, которые здесь встали на определённую социальную ступень, с трудом начинают жизнь снова в другой стране. Нужно отрешиться от всего, понять, что ты - ноль. С этим можно смириться, только если ты совсем молодой и тебе нечего терять…

 

- Говорят: «Исаак Дунаевский был придворным композитором». Это не так. Просто его любили люди, и он невольно стал певцом своей эпохи. А другие - Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Шабалин, Свиридов - их имена сверкали на весь мир. Сейчас принято критиковать советские времена, но тогда-то истинная культура была в почёте. Я счастливый человек: благодаря отцу я впитал в себя всё самое гениальное, что есть в музыке. С самого раннего детства папа сажал меня слушать великие произведения: начиная от творений Бетховена и Гершвина и заканчивая мюзиклами и современными шлягерами.

 

- На моём счету 7 браков. Но только в нынешней своей семье я понял, как нужно строить отношения. Мне кажется, что мужчина должен быть старше женщины, и значительно. Почему? Первое: да, мужчина полигамен, всё время смотрит в лес, как волк, и приручить его очень трудно. Но чем старше он становится, тем больше придаёт значения семье и меньше смотрит в лес. Второе - зрелый мужчина уже согласился с тем, что идеала на свете нет: он видит в женщине, которая рядом, самое лучшее и закрывает глаза на недостатки, которые есть у всех. Я думаю, что мужчина где-то к 40 годам начинает приобретать мудрость. У нас с супругой разница в возрасте 28 лет! Психологи считают, что идеальная цифра - пять, но, мне кажется, минимум десять. При такой разнице мужчина и женщина легче и гармоничнее взаимодействуют. 

 

- Мой последний, седьмой брак - самый длительный. Раньше в моей жизни были достаточно короткие промежутки семейной жизни. Видимо, пришло время, чтобы я понял суть семьи и того, на чём она основана. Раньше мне казалось: как только проходит дикая страсть, наступает конец отношениям. Сейчас понимаю: нет, на самом деле чувства трансформируются. Невозможно всю жизнь гореть.

 

- Честно говоря, я сбился со счёта, сколько мюзиклов написал. Какие-то спектакли сошли со сцены быстро, какие-то выдержали испытания временем... Например, «Три мушкетёра» идут уже больше 30 лет. Не только на Бродвее есть рекорды, и у нас тоже!

Хоть я и самоед, но мне кажется, что я всё-таки написал несколько неплохих произведений. Это «Три мушкетёра» и «Мэри Поппинс». Несмотря на бродвейский аналог, всё же я считаю, что мой лучше. (Смеётся.) Во всяком случае наша публика значительно радостнее воспринимает мою музыку, чем американская публика - их мюзикл «Мэри Поппинс». Он тоже очень хорош по-своему, красиво сделан, но музыка там достаточно серенькая. Это моё личное мнение.

 

- Дети достаточно вольно со мной обращаются. Папа для них не какой-то известный композитор. С ним можно и покапризничать, и даже прикрикнуть, особенно если непонятливый папа не столь быстро, как они, обращается с компьютером. Но папу уважают, поэтому он не обижается. У меня одни бабы в семье! Супруга, две дочери, домработница... Даже собака - и то девочка, такса Черри. Когда случаются семейные ссоры, я вспоминаю: «Боже, я же один, за меня некому заступиться!» (Смеётся.)

 

- Благодаря отцу я общался с потрясающими людьми его эпохи… Это была волшебная атмосфера творчества, высоких критериев… Я хотел бы, чтобы у моих дочек было нечто подобное в жизни, хотя понимаю, что очень трудно перенести слепок своего времени на сегодняшнее, ибо Интернет занимает 90% их времени. И мы, взрослые, ничего сделать с этим не можем да и не должны делать. Это будет борьба с ветряными мельницами.

 

 

Смотрите также: