Владимир Полупанов: Кому «Оскара»?

Стивен Спилберг, один из фаворитов премии «Оскар». Фото: www.globallookpress.com

Мне удалось посмотреть все фильмы, номинированные на премию «Оскар». Наибольшие шансы, на мой взгляд, имеют патриотические ленты, снятые американцами и про американцев. Меньше всего шансов у фильмов, снятых европейцами.

   
   

Например, у фильма Михаэля Ханеке «Любовь», который мне показался излишне физиологичным. В основе сюжета - история пожилой, на закате жизни, семейной пары, которую играют французские актёры Жан-Луи Трентиньян (Жорж) и Эммануэль Рива (Анна). Анна неизлечимо больна и постепенно угасает - сначала отключается её память, затем перестаёт слушаться тело. В результате полная неподвижность и смерть. Ханеке не щадит зрителя, натуралистично показывая, как из красивой образованной женщины Анна превращается в «овощ». И все усилия супруга облегчить её страдания тщетны. Нет никакой надежды на хеппи-энд - безнадёга и безысходность в каждом кадре. В конце концов Жорж сам чуть не теряет рассудок. Могу рекомендовать ленту только людям со стальными нервами. При просмотре я несколько раз ставил фильм на паузу, чтобы перевести дух, смахнуть слезу и проглотить ком в горле.

Кадр из фильма «Любовь»

Точнее, чем о своём фильме сказал сам режиссёр, не скажешь. «В своём фильме я хотел показать, что происходит с человеком, который видит страдания любимого, - признался Ханеке журналистам. - Любовь как чувство может быть не меньшим насилием, чем что-то ещё». Мало того что любовь по Ханеке - это насилие и даже наказание, но ещё режиссёр убеждает нас в том, как же отвратительна старость... Безусловно, фильм заслуживает внимания, но никак не тянет на звание лучшего фильма года.

Патриотизм в цене

Ещё один претендент на «Оскара», покоробивший меня своей натуралистичностью, - это военная драма экс-супруги Джеймса Кэмэрона Кэтрин Бигелоу «Цель номер один» (англоязычное название «Zero Dark Thirty» - «Глубокой ночью»). Несмотря на то что Бигелоу - женщина, её фильм, основанный на реальных событиях, - совсем не женское зрелище. В основе сюжета операция по ликвидации террориста номер один Усамы бен Ладена, растянувшаяся на долгие 10 лет. Бигелоу уже получила своих «Оскаров» в шести номинациях за ленту «Повелитель бури», рассказывающую о тяжёлых буднях сапёра-подрывника, служащего в Ираке. Её свежее творение примерно на эту же тему: о людях, отвечающих за безопасность страны. Меня не покидало ощущение, что это чуть ли не документальная съёмка, настолько точно и сочно показаны некоторые сцены - например, как пытают заключённых, подозреваемых в связях с «Аль-Каидой». Агент спецслужб, которую играет Джессика Честейн, - абсолютно неэмоциональная железная леди. Её холодное рассудочное поведение в кадре только усиливает эффект документальности, достоверности. Жизнь героини подчинена главной цели - поимке бен Ладена, всё остальное отходит на второй план. Несмотря на сцены пыток, это очень патриотичное кино, после просмотра которого лишний раз убеждаешься, насколько американцы любят свою страну и всё, что с ней связано. А ещё я восхищён, насколько оперативно работает американский кинематограф. В мае 2011 года главный террорист был уничтожен, а в декабре 2012 года в широкий прокат вышел фильм о том, как это было сделано.

Кадр из фильма «Линкольн»

Стивен Спилберг снял ещё одну патриотичную ленту, номинированную на главную американскую кинонаграду. Его историко-биографическая киноэпопея «Линкольн» посвящена 16-му президенту США. Сценарий картины написан по книге Дори­с Кернс Гудвин «Команда соперников: политический гений Авраама Линкольна», опубликованной в 2005 году. В фильме рассказывается о последних днях (вернее, месяцах) жизни Авраама Линкольна, который в 1865 году находился на пике своей популярности. И это несмотря на кровопролитную Гражданскую войну, которую ему пришлось вести. Чтобы завершить противостояние Юга и Севера, президент решается провести через палату представителей 13-ю поправку, отменяющую рабство. Благодаря политическому чутью, ораторским способностям, харизме, в конце концов, ему удаётся не только сломить сопротивление противников (демократов), но и привлечь часть из них на свою сторону.

Не удивлюсь, если Дэниэ­л Дэй-Льюис, сыгравший Линкольна, получит «Оскара» за лучшую мужскую роль, а фильм возьмёт максимальное количество статуэток. Уж больно привлекательны и кинематографичны и сама личность Линкольна, и его судьба. Спилберг выпукло показал национального героя без неумест­ного пафоса и трагизма. Вот Линкольн бродит призраком по своей вашингтонско­й резиденции, вот травит байки в самые напря­жённые моменты, вот задаётся философскими вопросами: «Соответствуем ли мы времени, в котором живём?» А вот уже едет в карете с сыном и всего одним охранником. С виду простой американский мужик, который даже с женой ругается, как какой-нибудь обыватель. Но когда дело касается политических баталий - здесь ему нет равных. Именно поэтому большую часть времени в картине занимают бесконечные диалоги, которые президент ведёт с окружающими. Невольно попадаёшь под обаяние и проникаешься симпатией к 16-му президенту США, который 14 апреля 1865 года был смертельно ранен в театре, войдя в историю как первый убитый президент США.

   
   
Кадр из фильма «Звери дикого Юга»

Двух претендентов на премию «Оскар» я бы объединил под общим заголовком - «Кино для семейного просмотра». Первый - «Звери дикого Юга» - это малобюджетная картина (снятая дрожащей камерой, такое ощущение, что чуть ли не на iPhone) о нищем рыбаке и его малолетней дочери Хашпапи, живущих на окраине мира, на богом забытом острове. В результате шторма земля полностью уходит под воду, но каким-то чудом девочка и её отец остаются в живых. Папа-алкоголик целые дни проводит вдали от дома в поисках пропитания. И одинокая Хашпапи ведёт диалоги с умершей матерью. «Дети, у которых нет ни папы, ни мамы, вообще нет никого, вынуждены жить в лесу, питаться травой и воровать одежду. Если папа не вернётся, мне придётся есть наших животных», - размышляет не по годам взрослая девочка, которую играет Кувенжане Уоллис, номинированная, кстати, в категории «Лучшая женская роль». Я двумя руками голосую за эту юную актрису, которая в возрасте 5 лет прошла пробы на эту роль, соврав, что ей уже 6.

Психам тут не место

Вторая лента - «Мой парень - псих» (оригинальное название «Сборник лучиков надежды») - трагикомедийная драма режиссёра и сценариста Дэвида О. Расселла, экранизация одноимённого романа Мэттью Куика. Проведя 8 месяцев в психиатрической больнице, бывший учитель Пэт Солитано (Брэдли Купер) возвращается в дом к своим родителям и пытается выйти на связь со своей женой, которая почему-то его избегает. Так до конца не ясно, что предшествовало этим событиям. Но зритель понимает, что у Пэта большие психологические проблемы, с которыми он пытается бороться, что он хочет вернуться к привычной жизни. В этот момент судьба посылает ему тот самый лучик надежды - живущую по-соседству девушку Тиффани (Дженнифер Лоуренс), у которой полно своих проблем. Между ними вспыхивает любовь, которая и снимает все психологические проблемы. Фильм милый, но, на мой взгляд, совсем не оскароносный.

Большие шансы отхватить статуэтку у политического триллера Бена Аффлека «Операция «Арго», который также основан на реальных событиях: история спасения шести американских дипломатов из заключения в Тегеране. Ибо этот фильм тоже из разряда патриотических.

Несмотря на звёздный актёрский состав (Хью Джек­ман, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй в др.), у киномюзикла Тома Хупера «Отверженные» (по одноимённому роману Виктора Гюго) меньше всего шансов. Несмотря на обилие красивой музыки, костюмов и других кинематографических прелестей, это кино не про американцев. 

 
Владимир Полупанов

Журналист еженедельника

«Аргументы и Факты»

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции