Максим Фадеев, с которым я познакомился в 90-х годах, всегда был закрытым и недоверчивым по отношению к журналистам человеком. Поэтому он крайне редко откровенничает с нашим братом.
Мама Люба, давай
Тем более что вместе с успехом «Мамы Любы» на Максима обрушилась и лавина критики за текст этой его песни, надо сказать, довольно скабрезный: «Наша-наша кроватка делала шик-шик, я твоё пианино, а ты мой настройщик. Мы так летали, что не заметили твою мать, и она сказала, что я просто бл..ь». Сам автор довольно эмоционально реагирует на любые негативные отзывы в адрес своих произведений. И в одном из последних «твиттов» дал отповедь всем, кто его «прикладывает».
«Меня постоянно обвиняют в пошлости и присутствии нецензурных слов в тексте «Мамы Любы» или других песнях, где есть неоднозначные фразы или даже мат, - пишет Фадеев. - Возможно, вы и правы в том, что негоже матюкаться или петь о сексе более открыто, чем это делают другие. Но, знаете, когда я читаю Толстого, Маяковского, даже Есенина, у которых тоже, неровен час, проскальзывает «фольклор», на душе становится немножко легче. Потому что всё-таки это классики. А я всегда пытался равняться на классиков. Шучу, конечно... Недавно, вылетая из Мадрида в Москву, находясь в аэропорту, был свидетелем занимательной сцены. В одном из кафе шла трансляция топовой испанской радиостанции «Los 40 Principales», и в какой-то момент заиграла «Мама Люба» на русском без цензуры. Группа русских туристов, «слегка» удивившись, начала громко подпевать и, обращаясь к другим иностранцам и указывая на ретрансляторы, кричать: «Наши!!!» Я понял, что им не стыдно за то, что мы немножко похулиганили!»
У современного музыкального «хулиганства» композитора вполне бытовые «древние» истоки. Он сам рассказывал, что музыкой стал заниматься, попав на учёт в детскую комнату милиции за череду хулиганских поступков. Чтобы Фадеев быстрее встал на путь исправления, его обязали ходить на занятия бас-гитарой в ансамбль «Берёзка». Так, из-под палки сначала, он освоил гитару, а позже овладел остальным арсеналом основных музыкальных инструментов. Впервые о нём громко заговорили в связи с его продюсерским проектом - певицей Линдой, хотя он вполне успешно дебютировал в качестве исполнителя своих же песен. Его сольный альбом «Танцуй на битом стекле», выпущенный в 1990 году, и сегодня звучит оригинально, свежо. У Фадеева довольно красивый тембр голоса, которым он долгое время пользовался как «прикладным» инструментом, например, когда нужно было прописать бэк-вокал в песнях Линды. Сольную карьеру Максим не стал продолжать, потому что, как мне кажется, всегда комплексовал по поводу своей полноты и вообще внешности. С другой стороны, не будь этого комплекса, кто знает, услышали бы мы о Линде, Глюкозе, «Серебре»?
Перебравшись из Кургана в Москву, первое время, чтобы выжить, Фадеев делал аранжировки для песен Валерия Леонтьева, Ларисы Долиной, Вячеслава Малежика. Но всегда избегал разговоров на эту тему, как будто стеснялся этой стороны своей жизни. Также он редко кому рассказывал о клинической смерти, которую пережил в 17 лет во время операции на сердце. Ему стало плохо во время занятий восточными единоборствами - дал знать о себе врождённый порок сердца, после чего об активных занятиях спортом ему пришлось забыть.
«Я ворона, я ворона...»
С лёгкой руки Фёдора Бондарчука, который познакомил его с банкиром Львом Гейманом, Максим не только крепко встал на ноги финансово, но и стал реализовывать свой продюсерский талант. У банкира была дочь с вполне заурядными вокальными данными, мечтавшая о карьере певицы. Светлану Гейман, ставшую впоследствии Линдой, и красавицей назвать трудно. Но Фадеев сделал почти невозможное. О заурядной девушке, которую он научил всему, заговорили как о музыкальном феномене. Это было настоящее «шаманство». Мрачноватая музыка с текстами, которые были больше похожи на мантры, чем на стихи, да и сам образ загадочной певицы сделали своё дело - никто не замечал в Линде изъянов. Всех пленяли экспериментальные, но вместе с тем хитовые произведения Фадеева, которые сильно отличались от всего музыкального фона, звучавшего в 90-е. Удивительное дело: хиты Линды крутили на всех музыкальных радиостанциях и телеканалах, но сама певица редко выезжала на гастроли. Это в студии Фадеев был царь и бог, но научить артиста работать на сцене - здесь композитор был почти бессилен. Думаю, в конечном итоге это обстоятельство и подтолкнуло Максима к решению оставить проект.
Этому способствовали и ещё два фактора. У отца Линды начались финансовые трудности, а у Фадеева случилась трагедия. При родах из-за врачебной ошибки умерла его дочь-первенец. И композитор с женой решили: если снова отважатся заводить ребёнка, то рожать его будут за границей. Сначала они отправились в Германию, затем в Чехию, где Максимом было написано много инструментальной музыки для кино. За границей родился и его сын Савва. Вернуться на родину Фадеева заставил звонок Константина Эрнста, предложившего возглавить вторую «Фабрику звёзд» в 2003 году. Благодаря фадеевской «Фабрике» публика узнала о Полине Гагариной, занявшей первое место, и взявшей «бронзу» Елене Темниковой, ставшей основной солисткой группы «Серебро». Когда я увидел участниц «Серебра» на одной из первых репетиций в Хельсинки, куда трио отправилось представлять страну на «Евровидении», я ещё раз убедился в авантюрном характере Фадеева. В арсенале группы была всего одна песня и ни одного выступления на сцене. Эта его манера бросать неопытных подопечных в самое пекло тем не менее приносила вполне ощутимые результаты. Участницы «Серебра» без опыта, харизмы и других необходимых атрибутов любого артиста стали третьими на конкурсе. То же самое продюсер проделал с Юлией Савичевой, которая была абсолютно неготова к участию в «Евровидении» в Стамбуле в 2004 году, но заняла в результате совсем не позорное 11-е место. Думаю, Фадееву было неважно место, которое занимают его подопечные, - гораздо важнее был опыт, приобретаемый во время выступления перед многомиллионной аудиторией.
Ещё одной его «авантюрой» стала Глюкоза. По первоначальной задумке композитора проект должен был стать сугубо анимационным. Вдохновившись западным аналогом - анимационным проектом Gorillaz фронтмена английской группы Blur Деймона Албарна, Фадеев решил перенести эту идею на российскую почву. Дебютные песни Глюкозы спела его супруга Наталья, голос которой с помощью компьютерной обработки зазвучал как «мультяшный». Но, когда первые хиты проекта зазвучали в эфире, тут же появились лже-Глюкозы, гастролировавшие с фонограммой Фадеева по городам и весям большой страны. И композитору срочно пришлось искать под проект солистку, которой и стала юная актриса Наталья Ионова. Девочка покорила Фадеева, по его же признанию, дерзостью - в 15 лет пила портвейн и блевала с балкона.
На 2013 год у Фадеева большие планы. В прокат выходит анимационный фильм «Savva», в основе которого сказки, сочинённые им для сына. В англоязычной версии мультфильм озвучили Вупи Голдберг, Шэрон Стоун, Милла Йовович, Джо Пеши. К тому же он заканчивает оперу «Страсти Христовы». А также мечтает похудеть и вернуться на сцену в качестве сольного исполнителя.
Владимир Полупанов Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |
Смотрите также:
- Продюсер Леонид Бурлаков: спев «Зайка моя», теряешь шанс на великую песню →
- Лев Лещенко: «День Победы» обвинили в легковесности» →
- Константин Меладзе: «Музыка стала жвачкой» →