Много лет, ещё в советские времена, с удовольствием слушала радио «Свобода». Нравились выступления независимых журналистов, оппозиционных политиков. Но теперь не могу найти «Свободу» в приёмнике. Неужели опять глушат?
Л. Костина, Москва
Повод для исчезновения радио «Свобода» со средних волн - поправки к закону о СМИ. Они накладывают ограничения на работу СМИ, если доля иностранных средств в их уставном капитале превышает 48%. Новое руководство Русской службы радио «Свобода» в лице гендиректора Маши Гессен делает ставку на сайт. Однако среди его авторов нет части знакомых слушателям имён. В сентябре радио «Свобода» сначала избавилось от «старой» команды интернет-редакции во главе с Людмилой Телень, а на следующий день - от ведущих журналистов московского бюро - Елены Рыковцевой, Михаила Соколова, Анны Качкаевой, Марины Тимашевой и др.
- За последнее время пострадала не только Русская служба, - показывает масштаб «реформ» политический обозреватель Михаил Соколов, работавший на радиостанции с 1992 года. - Была уволена половина казахской редакции. Ставился вопрос о прекращении вещания на Северный Кавказ. Но поскольку предполагалась не частичная реорганизация, а полное закрытие этих служб, Конгресс США, финансирующий «Свободу», в этом отказал. Из украинской службы выгнали несколько очень неплохих журналистов. Почему? Никто не может понять. Американские менеджеры, руководящие «Свободой» из главного офиса в Праге, - это взбесившиеся бюрократы, совершенно забывшие о главной задаче «Свободы» - заместить те независимые СМИ, которые в России либо слабы, либо уничтожены.
По словам Соколова, начиная с 2002 года финансирование Русской службы «Свободы» постоянно сокращалось.
К 2012 году у «Свободы» практически не осталось региональных партнёров. Но даже в этой ситуации, даже с учётом поправок в закон о СМИ радиовещание можно было сохранить. Стоило только решиться на несложные комбинации и принять предложение Александра Лебедева о выходе в союзе с «Новой газетой» на FM-диапазон. Этого не произошло.
- Бюрократы любят простые решения. Им проще уволить людей, чем создать что-то позитивное, - считает Соколов. - Они с лёгкостью верят в чудо, в рассказы людей типа Трофима Денисовича Лысенко о том, что можно вырастить ветвистую пшеницу за один год. Бюрократы в Праге надеются получить невероятный «урожай» с помощью странных людей, возглавивших Русскую службу. На случай «неурожая» для Вашингтона припасён рассказ о том, как сложно идёт процесс реформ... Непонятно, на кого рассчитан новый сайт «Свободы», потерявший новостную и интеллектуальную составляющую, а приобретший лишь развязный стиль подачи материалов.
Что касается бывших журналистов «Свободы», то они уже получают предложения о работе. Соколов - первый из уволенных, кого Алексей Венедиктов пригласил на «Эхо Москвы». Главный редактор журнала «Дилетант» Виталий Дымарский передал ему место ведущего программы «Цена победы», которая теперь будет рассказывать о цене революции, о периоде 1912-1922 годов.
- Мне очень приятна эта дружеская поддержка, - признался журналист. - Надеюсь, мои коллеги также смогут помочь радио «Эхо Москвы» быть ещё лучше, чем сейчас. Хотя оно и так замечательное.