Права на этот проект принадлежат английскому телеканалу Би‑би‑си, который 42 года назад запустил его в Великобритании. Снял его английский режиссёр Майкл Аптед.
Было отобрано два десятка семилетних британцев, которых съёмочная группа снимала через каждые 7 лет. Таким образом всем героям этого проекта уже по 49 лет. Герои российской версии этого проекта чуть моложе, в прошлом году им исполнилось по 28 лет. А началось всё в 1990 году также с отбора 20 обычных детей из разных социальных прослоек, проживающих в разных концах Советского Союза - в Грузии, Киргизии, Литве, Сибири, Ленинграде и Москве. Один - детдомовец, другой - из благополучной зажиточной семьи, одна живёт на окраине маленького индустриального городка, другая - в центре столицы и т. д. Творческая задача авторов этого проекта заключается в том, чтобы проследить, как на фоне политических и социальных перемен меняется жизнь ребят, их взгляды каждые 7 лет. Таким образом уже снято 4 фильма (7, 14, 21 и 28 лет). Режиссёр и продюсер российской версии фильма, который идёт в прокате по всему миру, Сергей Мирошниченко признался, что проект задуман таким образом, чтобы отследить судьбу героев вплоть до их 70-летия. Четвёртый фильм, повествующий о 28-летних «рождённых в СССР», можно будет увидеть на канале «Россия 1».
Поколение перестройки
Кино это, как может показаться из названия, не ностальгическое, хотя некоторые герои, особенно у которых не всё гладко в жизни, откровенно ностальгируют по тому хорошему, что всё же было в СССР. Это попытка языком документалистики рассказать о поколении людей, родившихся в империи, заставших перестройку, а затем переживших развал Союза и крушение идеалов общества «социальной справедливости». На долю этого поколения выпала также и техническая революция, которая, безусловно, тоже сильно меняет сознание. «Им сложно идти по жизни, - считает Сергей Мирошниченко. - Потому что жизнь на территории постсоветского пространства за последние 20 лет поменялась коренным образом. Рухнули прежние ценности, а новых никто не предложил». Возможно, именно поэтому большинство героев этого фильма даже в 28-летнем возрасте находятся на распутье. Кто-то никак не может расставить приоритеты в шкале ценностей, кто-то по-прежнему ищет себя в профессии, кто-то меняет место жительства, кто-то всё ещё в поиске второй половинки. Следить за судьбой каждого героя очень интересно, потому что нет ничего более увлекательного, чем сама жизнь. Герои фильма не похожи друг на друга, с разными судьбами, но объединяет их одно: все они родились в одно время в одной стране.
Леонид и Жанна, близнецы-евреи, в 1990 году из Свердловска перебрались в Израиль. Бежали, как они сами признавались во второй серии (в 14-летнем возрасте), от жуткого антисемитизма и экономического хаоса. «Чего вы боитесь?» - спросили детей, перед тем как они покинули СССР. «Фредди Крюгера и морское чудовище», - по-детски наивно ответили они. Но на Земле обетованной страхи оказались посерьёзнее. Хоть они и заявляют, что им нравится их новая жизнь («потому что тут евреев не ненавидят»), дети не стали счастливее от того, что исполнились их простые детские мечты - типа искупаться в море. Местные (об этом речь идёт во второй серии) не считали их полноценными евреями, называли русскими и предлагали вовсе «убираться в Россию». Демонстрируя свой израильский дом, расположенный в 2 километрах от арабской границы, 14-летняя Жанна приводит съёмочную группу в бомбоубежище. «В Израиле во всех домах они есть, - говорит девочка, - если арабы опять будут всякие ракеты кидать». Эти дети живут как на пороховой бочке - в бесконечном ожидании войны. Убежав от одной напасти - антисемитизма, они не избежали другой - войны с арабами. В 21-летнем возрасте они отдают долг новой родине - служат в израильской армии. С автоматом в руках Леонид грезит обрести спокойствие и свободу где-нибудь в Новой Зеландии. Съёмочная группа обнаруживает 28-летнего Леонида в Аргентине. Из его рассказа становится понятно, что он никак не может оправиться от ужасов войны. «После армии я стал бесчувственным, - признаётся парень. - Я верю в любовь, но не уверен, что смогу её найти». Людей Леонид любит меньше, чем животных, поэтому называет пса Каспера «сынком». Взрослая мечта усыновить ребёнка из бедных кварталов вытесняет детскую - искупаться в море. О своём профессиональном занятии Леонид говорит весьма туманно: бизнес, связанный с товарами для животных.
Судьба другого героя круто меняется после показа первой серии на американском телевидении. 7-летний Андрей воспитывался в детском доме в Сибири. Его родители умерли, а старенькая бабушка не в силах прокормить мальчика. Слёзы наворачиваются на глаза, когда видишь не по годам развитого ребёнка, произносящего перед камерой: «Я люблю свою семью». «А у тебя есть семья?» - удивляется за кадром режиссёр фильма. - «Да, бабушка и брат».
На вопрос, кем он хочет стать, Андрей отвечает: «В цирке хочу выступать. Клоуном». «Есть ли у тебя личные вещи?» - интересуется далее режиссёр. «Есть, ручка моя», - улыбается мальчишка. «А если бы тебе дали много денег?» - спрашивают у Андрея. «Я бы не взял. Неохота быть богатым», - отвечает он. Его хочется усыновить моментально. Такие мысли возникли и у американской пары, которая на протяжении многих лет пыталась добиться права сделать это. Но получилось у них это только через 7 лет, когда Андрею исполнилось 14. Купив на последние деньги телевизор и магнитофон для своих детдомовских друзей, юноша отправляется в новую жизнь - в Америку, сулящую ему счастье. Но счастья нет. Новая мама не приняла Андрея и посоветовала ему искать другую семью или отправляться обратно в Россию. Рассказывая об этом, мальчик не выдерживает и начинает плакать перед камерой. При помощи съёмочной группы Андрею подыскивают других родителей, с которыми он прожил до 21 года. В 21 год он хвастается проектом всей жизни - крутой компьютерной программой, которую он сам придумал. Казалось, вот она - свобода, счастье!.. Но в четвёртой серии герой, проживающий с родителями в элитном закрытом посёлке, обескураживает зрителя. Он садится на стул перед камерой, а затем произносит, что не готов сниматься в этом фильме. По лицу Андрея несложно догадаться о том, что он по-прежнему мучительно переживает внутреннюю драму. «Мне сейчас нужно восстановиться». С этими словами Андрей уходит из кадра.
Ирония судьбы
С возрастом детские мечты героев разбиваются о суровую реальность. Мальчик, мечтавший быть космонавтом в 7-летнем возрасте, в 14 увлечён рэп-музыкой и грезит о карьере рэп-исполнителя. В 21 год он едет в Германию, как ему казалось, на ПМЖ, обретает там семью, ребёнка. Но в какой-то момент семейная лодка разбивается о быт. И в 28 лет он уже разведённый машинист столичной подземки, редко видящий своего ребёнка.
Перемены в жизни героев этого фильма тесно связаны с социальными переменами. Революция в Киргизии заставляет перебраться в Россию не только русскую девушку Анастасию, но и киргиза Алмаза. А ведь и он, и она (вынужденные переселенцы) в 7 лет клялись в преданности своей малой родине. В фильме непридуманные судьбы переплетаются с живой историей страны, когда-то называвшейся СССР.
Этот фильм совсем не похож на реалити-шоу. Это вовсе не шоу - это жизнь, честная, бескомпромиссная, никем не срежиссированная.
Владимир Полупанов Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |
Смотрите также:
- Ольга Погодина: В театре не играю... потому что рабство давно отменили! →
- Юрий Кузнецов-Таёжный: «Мы показали Михаила Круга каким он был в жизни» →
- Тимур Соловьёв: «Телевидение - это моя жизнь!» →