Триумф и кровь. Наши цирковые порвали всех в Монте-Карло

© / chaoss / Shutterstock.com

И это несмотря на не слишком активную поддержку этой отрасли искусства государством, невероятную конкуренцию с иностранцами и санкции. В этом году во взрослой части конкурса россияне получили семь призов - столько одновременно не получала ни одна страна. А в детском конкурсе юные российские циркачи заняли вообще весь пьедестал почёта. «Приятно, что организаторы попросили нас показать себя, свою страну. Большое количество постановок было сделано именно в русском стиле - в русских кокошниках, с коромыслами», - рассказал Эдгард Запашный, директор Большого Московского цирка, народный артист России.    
   

Конкурс был ознаменован российским триумфом, но и отметился, к сожалению, падением одного из участников конкурса - итальянского гимнаста - на арену из-под купола цирка. К счастью, артист остался жив. Остальные участники по этому поводу только плечами пожимали: очень жаль, желаем выздоровления, но это ж с каждым случиться могло. Цирковые же всегда рискуют - и на представлении, и на репетиции. И всегда готовы к худшему.

Кстати
Международный цирковой фестиваль в Монте-Карло, созданный в 1974 г. князем Монако Ренье III, является крупнейшим и самым престижным цирковым событием в мире. «Золотой клоун» - это цирковой «Оскар».

Почти кентавр 

Обладательница «Золотого клоуна-2015» артистка Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Анастасия Стыкан-Федотова хоть и является дрессировщицей в третьем поколении (её бабушка, дедушка и родители выступали с экзотическими животными), но свою работу дрессурой не считает. «Мои жеребцы - снежно-белый Алио­ли и вороной Сиртье - на арену выходят и трюки делают не потому, что ведомы уздечкой, седлом или шпорами - их у нас в номере и нет. Они мои друзья и равноправные партнёры», - говорит Анастасия. И действительно, такого доверия и нежной дружбы, которую демонстрируют по отношению к актрисе её кони, дрессурой добиться невозможно. Этот номер - достойный ответ всем слухам о том, как жестоки с животными в цирке. 

Джигитики

Жене Казаковой - самой маленькой участнице конкурса - всего 9 лет. И такая вот кроха уже джигит! «Джигитовка считается недетским номером, потому как достаточно опасна - лошадь может и споткнуться, и запнуться», - доверчиво рассказывает юная артистка номера под управлением Якова Экка Большого Московского государственного цирка. И правда, глядеть на деток, ловко запрыгивающих на бешено несущихся по кругу лошадей,  страшновато, но одновременно и завораживающе. А сами артисты вовсю пытаются доказать свою опытность - ещё бы, ведь они наравне со взрослыми участвовали в церемонии открытия зимних Олимпий­ских игр в Сочи. Вот там, говорят, страшно было. А здесь что - привычная рабочая рутина. Им цирковая арена - будь то московская, в российском регионе, в элитном Монте-Карло - что дом родной. Благо во всём мире она одинаковая - 9 метров диаметром. Кстати, этот размер как раз определяется исходя из потребностей джигитовки - чтобы скакуны с ритма не сбивались.

«Бронзу» во взрослом конкурсе завоевали воздушные гимнаст­ки на полотнах Елена Бараненко и Елена Петрикова - примы цирка братьев Запашных. Обе девушки на арене тоже с рождения, их родители - цирковые артисты. Помимо принёсшего им успех номера на полотнах, который, кстати, является чрезвычайно травмоопасным - ведь страховку никаким образом использовать нельзя, а основные трюки делаются в нескольких метрах над ареной, - они что только не умеют! По проволоке ходить - пожалуй­ста, жонглировать - не вопрос. К тому же Бараненко дрессирует попугаев, а Петрикова - собак. Это её общее с горячо любимым отцом Владимиром Петриковым дело. «Собаки у нас все - любимые, и нам на эти чувства отвечают сторицей. Одна из главных звёзд у меня - дворняга, которую мы подобрали как-то на гастролях прямо на улице, - рассказывает Лена. - Она, хоть и выброшенная из дома прежними злыми хозяевами, но не ожесточилась, а наоборот, за добро отдаёт вдвое. Такие трюки научилась выделывать, закачаешься!»

Цирк - это особый мир. Где смертельные номера делаются не благодаря, а вопреки. Недаром же Максим Никулин, директор Московского цирка на Цветном бульваре, всегда говорит: «Наши артисты - цирканутые!» Да, они именно такие - весёлые, молодые и чуточку безбашенные. И именно потому, видимо, цирк будущего рождается на наших глазах именно в нашей стране. 

Смотрите также: