Серебренников «обнулил» Театр им. Гоголя

Коллаж: AIF.ru

Этого было достаточно — скандалы переросли в митинги, обвинения в угрозы, зона противостояния эксцентричного Кирилла Серебренникова и старой «яшинской» труппы не ограничивалась стенами театра.

   
   

Напомним, по решению Департамента культуры известный российский режиссер Кирилл Серебренников в августе 2012 года сменил на посту худрука Театра им. Гоголя Сергея Яшина. Недовольные изменениями сотрудники театра тогда устроили целую серию митингов, многие актеры ушли из театра.

Но выход из положения был найден, и никто его не скрывает — о «перезагрузке» отношений говорят четыре нуля на афише премьерного спектакля обновленного театра, который теперь носит название «Гоголь-центр».

Радикально изменилось все: и репертуарная политика театра, и актерский состав, и само помещение, в котором, как кажется, снесены все перегородки. Единое пространство, стильное фойе, люстры, свисающие с темного потолка, шпалы, по обе стороны от которых пришлось расположиться зрителям — все это, конечно, совершенно не похоже на старомодный Театр им. Гоголя, однако очень уж напоминает другой проект Серебренникова — «Платформу» на «Винзаводе».

Именно для такого кардинального преображения театра и был приглашен Серебренников, а самому режиссеру даже не нужно было заявлять о своей решимости менять кадровую и репертуарную политику театра — это было понятно без слов.

Разъяснить все принципы «обнуления» был призван спектакль под названием «00.00». Он состоял из четырех частей: Утро, День, Вечер и Ночь. Деление на фрагменты позволило четко определить четыре команды, которые будут работать в театре: заметно поредевший актерский состав Театра Гоголя, «Диалог Данс», «Седьмая Студия», состоящая из бывших учеников Серебренникова, и участники студии SounDrama.

   
   
Кирилл Серебренников после прогона спектакля «00.00» на сцене «Гоголь-центра». Фото РИА Новости

«Ночь» в исполнении актеров старого состава театра могла стать моментом для раскаяния или безропотного подчинения, но больше, все же, была похожа на психоаналитический сеанс с недвусмысленной концовкой: весь актерский состав, разместившись в открытой вагонетке, по рельсам уехал в темноту.

«Утром» в «Гоголь-Центре» танцевали. Костромская компания «Диалог Данс» — лауреаты «Золотой маски» — не совсем понятное зрелище не только для зрителя театра, но и для самих танцоров. Ну и, конечно, не обошлось без перформансов. Так, ребята из команды Владимира Панкова SounDrama решили, что ни слов, ни телодвижений — недостаточно. 26 человек, вооружившись немузыкальными инструментами, устроили звуковой штурм, колотя по железным шпалам.

Постановка «00.00» больше никогда не повторится, это была лишь презентация нового формата культурного центра, став свидетелем которой зритель сможет понять: будущее «Гоголь-Центра» — это огромное пространство, где будут пытаться объединить друг с другом абсолютно разные направления.

Посмотрев на ближайшие события в «Гоголь-Центре», можно в этом еще раз убедиться. Весь февраль в афише — смешение уже чего-то смешанного. Артисты приглашают разделить с ними сцену неожиданных персонажей. Так, например, с «Платформы» в «Гоголь-Центр» переезжают «Левые концерты» с участием Васи Обломова и «Седьмой студии». А через неделю здесь же — Алла Демидова будет читать со сцены «Темные аллеи» Бунина. Конечно, не обойдется и без самого Гоголя — 16 февраля здесь покажут спектакль SounDrama по мотивам «Вечера на хуторе...».

Основатель театра «Лицедеи» Вячеслав Полунин, художественный руководитель театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников и генеральный продюсер театра Et Cetera Давид Смелянский (слева направо) на церемонии открытия «Гоголь-центра». Фото РИА Новости

Презентация «Гоголь-Центра» состоялась, но и Серебренникову и всей труппе еще придется доказывать состоятельность и необходимость всех прошедших здесь перемен. Возможно, что московского зрителя скоро приучат в погоне за модным и культурным огибать Курский вокзал с левой стороны, выезжая на улицу Казакова, но для этого, конечно, потребуется время.