Октябрьская революция 1917 года установила диктатуру пролетариата, отодвинув имущие в прошлом классы. Со временем данное разделение ушло в прошлое, однако культ человека труда сохранялся.
«Мы столько денег заработали для СССР, что стыдно говорить»
Представители творческих профессий в рамках советской идеологии призваны повышать культурный уровень масс, в награду за что государство наделяло артистов, писателей, художников различными благами.
Но, глядя на жизнь зарубежных коллег, советская богема со временем стала считать свое положение несправедливо низким, не скрывая презрения к «плебсу».
Распад СССР окончательно лишил творцов необходимости сдерживать себя. Многие звезды ушедшей в прошлое страны ударились в такое мифотворчество, что просто диву даешься.
Певица Лайма Вайкуле дала интервью имеющему в России статус иноагента телеканалу «Дождь», в котором решила поставить на место зарвавшийся народ как от своего имени, так и от имени Аллы Пугачевой.
Вайкуле не понравились замечания относительно того, что вся ее карьера была бы невозможна без СССР.
«Я содержала филармонию, я содержала Советский Союз, выпуская свои диски. Потому что я получала 17 рублей, собирая стадион на 45 тысяч человек. Если кому нечего делать — посчитайте, сколько денег я принесла государству. Фирма “Мелодия” продавала мою пластинку в 20 миллионов экземпляров. Я получила за это 137 рублей, — заявила певица. — Я уже не говорю про Аллу. Алла вообще как человек, музыкант на первом месте, это не о чем говорить. Самая главная звезда России — это Алла. Она всю жизнь отдала сцене и этому народу, но получила обратно плевок. Но не всех, а маленькой, злой и глупой массы... Посчитайте, кто кого содержал и кто кому платил. Я отработала, и я содержала весь Советский Союз. А Алла содержала всю эту Россию, которая сейчас ей что-то предъявляет. Мы столько денег заработали для СССР, что стыдно говорить».
Из медучилища в звезды через варьете
Интересно женщина в ее возрасте рассуждает, как героиня анекдота про «деньги из тумбочки». Но раз уж пошел такой разговор, придется разобраться.
Уроженка Латвийской ССР Лайма Вайкуле происходит из обычной рабочей семьи. После восьми классов девушка поступила в медучилище (за обучение в котором платить было не нужно), одновременно занимаясь в самодеятельности (за что тоже ни копейки платить необходимости не было).
Там, в самодеятельном кружке, ее увидел Раймонд Паулс, по своим причинам сделавший Лайму солисткой оркестра Рижского радио и телевидения. Юная певица гастролировала по ресторанам Черноморского побережья, а затем стала артисткой варьете в Юрмале.
В середине 1980-х певицу варьете стали приглашать для участия в съемках передач Центрального телевидения с песнями на латышском, однако добраться до известности даже других прибалтийских исполнителей у Вайкуле не получалось.
Все изменилось, когда свой взор на Лайму направил великий и могучий поэт-песенник Илья Резник, создавший для певицы ее первые хиты на русском языке — «Ночной костер», «Вернисаж», «Еще не вечер».
Монетизация советской славы
А после того как Вайкуле показали во время концерта Паулса по Центральному телевидению, она стала настоящей звездой.
Но звездой она стала именно в условиях советской системы, не вкладывая в свое продвижение ни копейки. И, соответственно, система диктовала правила, которые считала нужными.
А вот после разрушения СССР, в новых экономических условиях, Лайма стала монетизировать свою известность и популярность, заработанную при социализме, и немало в этом преуспела.
Теперь вопрос — много ли вы знаете современных прибалтийских исполнителей, которые поднялись на сопоставимый с Вайкуле уровень популярности, удерживаемый на протяжении длительного времени?
Выяснилось, что вне СССР и в условиях капитализма Латвия превратилась в «культурные задворки Европы». И если еще разово выстрелить где-нибудь на «Евровидении» в качестве экзотики латвийские певцы могут, то стать звездами вне пределов «родимого болота» не удается.
Кто кого кормил на самом деле?
Но вернемся к самому интересному — «кормлению СССР и России».
Такие претензии советской системе могли бы предъявлять артисты цирка, звезды отечественного балета, классической музыки — то есть те, кто реально был востребован на Западе и своими гастролями обеспечивал валютные поступления в казну. В этом отношении и ансамбль Игоря Моисеева, и хор имени Александрова — это действительно те, кто, если и не кормил страну, то приносил ей финансовую выгоду.
А вот отечественная попса, простите, тут и близко не стояла. Ни Вайкуле, ни Пугачева в мировые звезды не выбились, и их зарубежные «покатушки» выдающихся доходов не приносили.
Лайма и Алла занимались перераспределением средств внутри страны, то есть они всегда были привязаны к материальному продукту, созданному в СССР рабочими, крестьянами и трудовой интеллигенцией. Токари, слесари, шахтеры, машинисты, педагоги, инженеры несли свою трудовую копеечку в кассы, оплачивая билеты на концерты. Оставим в стороне историю с финансовым мухлежом организаторов концертов в СССР, созданную для присваивания денег в обход установленных правил.
Когда стыдно даже герою «Собачьего сердца»
Зафиксируем то, что и Пугачева, и Вайкуле ничем не отличались от представителей сферы обслуживания, которые не могут существовать без тех, кто создает реальные материальные ценности.
И вот еще какой интересный момент: госпожа Вайкуле, освобожденная от необходимости «кормить СССР», три десятка лет не вылезала из русскоязычного пространства, в первую очередь из России. Ибо благодарный зритель, не знавший, что Лайма его «кормила», продолжал нести деньги за выступления той, что вышла на Пикадилли.
Независимый латвийский музыкальный рынок слишком мал, чтобы удовлетворить аппетиты звезды, рожденной в СССР, а на Западе Вайкуле нужна примерно так же, как «в финской бане пассатижи».
А пока звезда пускается в рассуждения, способные вызвать фейспалм даже у Полиграфа Полиграфыча Шарикова.