Вызов «Новому рейху». Режиссер Богомолов оказался в центре критики

Режиссер Константин Богомолов. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Условная «Культурная революция», охватившая страны Запада, на фоне пандемии коронавируса не только не остановилась, но и значительно ускорилась. Пересмотр исторических фигур со сносом памятников политическим деятелям прошлого, отказ от терминов «папа» и «мама» и многое другое  реалии 2021 года.

   
   

«Похищение Европы 2.0»

Малейшие сомнения в новом направлении движения цивилизации не допускаются  достаточно вспомнить обструкцию, которой подверглась автор «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, которую даже не уличили, а всего лишь заподозрили в недостаточном уважении к трансгендерам.

В России отношение к происходящему в США и Европе делит общественность на два лагеря. В первом левые и консерваторы, критикующие данные изменения с разных позиций. Условные правые, в первую очередь представители российской культуры, желающие следовать трендам, в массе своей высказываются об изменениях на Западе положительно.

45-летний режиссер Константин Богомолов, художественный руководитель Театра на Малой Бронной, известный своими эпатажными постановками и женитьбой на Ксении Собчак, предложил свой взгляд на текущие процессы, выпустив в «Новой газете» статью под названием «Похищение Европы 2.0. Манифест режиссера».

«В XX веке атомная энергия, которой является человек, вышла из-под контроля. Человеческим Чернобылем стал нацизм. Шок и испуг Европы перед этим взрывом первобытного в человеке оказались слишком велики,  пишет Богомолов.  Освободившись от нацизма, Запад решил застраховаться от “атомной аварии”, ликвидировав сложного человека. Того сложного человека, которого Европа формировала долгие годы Христианства. Того человека, которого описывал Достоевский: одновременно высокого и низкого, ангела и дьявола, любящего и ненавидящего, верующего и сомневающегося, рефлексирующего и фанатичного».

«Это не улыбка Культуры. Это улыбка вырождения»

Режиссер напоминает образ из «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика, где преступника путем экспериментальной терапии превращают в существо, отрицающее секс и лижущее ботинки ударившего его: «Современный Запад — такой вот преступник, прошедший химическую кастрацию и лоботомию. Отсюда эта застывшая на лице западного человека фальшивая улыбка доброжелательности и всеприятия. Это не улыбка Культуры. Это улыбка вырождения».

Богомолов продолжает: «Современный западный мир оформляется в Новый этический рейх со своей идеологией — “новой этикой”. Национал-социализм в прошлом. Перед нами этический социализм. Квир-социализм. Siemens, Boss и Volkswagen превратились в Google, Apple и Facebook, а “нацики” сменились столь же агрессивным и так же жаждущим тотального переформатирования мира микстом квир-активистов, фем-фанатиков и экопсихопатов».

   
   

Какие же методы, по мнению режиссера, использует Новый рейх?

«В Новом этическом рейхе человека натаскивают на любовь и лишают права свободно ненавидеть, — считает Богомолов.  Ты больше не можешь сказать “я не люблю…”, мне не нравится…, я боюсь…. Ты должен соотнести свои эмоции с общественным мнением и общественными ценностями. А общественные ценности стали новой Стеной Плача, куда каждый несчастный, обиженный или просто непорядочный индивид может не только принести записку, но и потребовать от нового Бога — Прогрессивного Общества — внесения своей обиды, драмы, страха или болезни в список нового этического Юнеско, придания ей общественно значимого статуса, выделения под нее бюджета и создания специальной квоты во всех сферах общественной жизни».

«Кроме нацизма в вашей жизни ничего, кажется, не случилось»

Ключевые тезисы из статьи Константин Богомолов разместил в Instagram: «Европа — покинутый и оставленный на разграбление вишневый сад. Фирсы прячутся от толп мигрантов, Раневские донюхивают кокаин на остатки здоровья, Петя Трофимов пишет еврозаконы, Аня осознала себя квир-персоной, а доживающие маразмеющие Гаевы, что старик Байден, шамкают дежурные слова о добре и справедливости».

Противостоять происходящему автор публикации в «Новой газете» предлагает формированием «новой правой идеологии вне радикальной ортодоксальности».

Как и следовало ожидать, у многих представителей российской богемы, предпочитающих следовать «генеральной линии Запада», манифест Богомолова вызвал раздражение.

Редактор журнала «Искусство кино» Зинаида Пронченко на своей странице в Facebook пишет: «Что хочется сказать Константину, видимо, не читавшему Мишеля Фуко или читавшему, но позабывшему палимпсест мировой философской мысли за последние полвека. Всего вам с Путиным самого хорошего! Кроме нацизма в вашей жизни ничего, кажется, не случилось. Поезжайте вместе в Иерусалим, когда его откроют, закажите хумус и барашка или в Дахау, сделайте селфи на сложных босховских щах, как и полагается настоящим бесам, монокультурным мужественным натуралам. Только нас с омоновцами оставьте в покое, мы тут дружным путинским прекариатом как-нибудь разберемся без ваших манифестов. Разберемся, позовем вас  кого в Гаагу, кого в Авиньон  выступить с правым дискурсом, а не разберемся, тоже позовем, в конце концов на кладбище с вами вместе лежать можно. Остальное вряд ли».

«Встречайте новое поколение. Оно грядет»

Режиссер Андрей Звягинцев, обладатель главного приза Венецианского и лауреат Каннского кинофестивалей, выпустил все в той же «Новой газете» свою статью, где, не вступая в прямую полемику с Богомоловым, сулит России скорое преображение в европейском духе: «Общество схвачено страхом, но ютится он в средоточии поколения бумеров, кто помнит “совок” или тех, кто родился на его излете. Однако уже очень скоро объявит свои права новое поколение; те, кто родился на входе в XXI век и полон сил; они не будут готовы мириться с таким положением дел, когда в их стране нет ни перспектив, ни справедливости, ни закона. Они возьмут эту страну в свои молодые руки и стряхнут с нее прах старья, консерватизма и страха. Сейчас им всем 20–30 лет. Уже совсем скоро им вступать в свои права. Встречайте новое поколение. Оно грядет, а чтобы страх не съел их души, пусть их души съедят свой страх».

Удивительное дело, но Звягинцев по большому счету ничем не отличается в своих тезисах от реформаторов начала 1990-х, которые открыто заявляли о том, что их изменениям мешают старшие поколения. Минуло 30 лет, и вот опять те, кто постарше, не угодили, на сей раз Звягинцеву.

Тут как раз не худо будет вспомнить, что пресловутый «Левиафан» в основе своей имеет американскую историю, которую мастер перенес в российские реалии.

«Слепаков-Явлинский-Богомолов. Три столпа "выищехужипутина"»

Сценарист Олег Козырев не стал пускаться в глубокие рассуждения о тезисах Богомолова, написав: «Ахаха. Слепаков-Явлинский-Богомолов. Три столпа “выищехужипутина”. Я уж думал, что Богомолов реально про культуру написал. Ан нет. Пугалку про Европу. Что ещё ржачно, так то, что аудитория статьи  те, кто из Европы отдыхать не вылезает». Далее Козырев решил написать на манифест режиссера нечто вроде пародии: «Похищение Прасковеевки 2.0. Раньше там росла иглица колхидская да держидерево, среди которых бегал енот-полоскун. А теперь поросший плесенью стрип-шест, кальян, бухач-лаборатория, аквадискотека да казино. Надо заново строить нашу Прасковеевку. Прасковеевку, о которой мы мечтали».

Если в целом оценивать реакцию на статью Богомолова правого лагеря, включая не только знаковые фигуры, но и рядовых представителей, то ощутимо преобладает недовольство. По мнению оппозиционеров, Богомолов своей критикой «цивилизованного мира» мешает им вести борьбу с режимом.

«Вся сложность человека, по Богомолову,  это право на насилие»

Вот всего несколько комментариев из Instagram режиссера:

«Бедная, несчастная Европа: пенсии по несколько тысяч евро, инфляция близка к нулю, валюта стабильная, сбережения не сгорают, образование шикарное, поддержка государства в период пандемии. Срочно надо им рассказать, что неправильно они живут! Не умеют! Не знают! У них же в деревнях во всех канализации!!!! Пропадут!»

«Что вам и нам Европа? Вы про российскую идеологию и развитие напишите. Вот ЭТО интересно».

«Константин, всё, что вы написали про Европу, очень интересно. Напишите, пожалуйста, так же гениально и про Россию. С какой пьесой Чехова сравнить то, что происходит у нас?»

Основной посыл защитников новых европейских ценностей  Богомолов просто не понимает того, о чем пишет.

«Как и ожидалось, набор глупостей от человека с мышлением из XIX века. Он даже не пытался понять, как устроена современная европейская цивилизация. Все его данные почерпнуты из “советских газет”, что с идеологией “этического рейха” выступает он сам, а развитые страны выдвигают защиту прав личности на первый план. А вся “сложность человека”, по Богомолову,  это “право на насилие”, которое современный мир отвергает в принципе»,  пишет один из пользователей.

Мы построим новый рай…

Некоторые и вовсе сочли, что заказ на формирование «новой правой идеологии» Богомолов получил от кого-то из высокопоставленных представителей российской элиты.

Если подвести небольшой итог, то можно сказать, что автор «Манифеста» как минимум угадал природу российских адептов «Нового этического рейха» — они категорически не готовы вести дискуссию по существу, предпочитая предавать анафеме всех, кто с ними не согласен.

А подобное человечество видело уже десятки раз  будь то классическая «охота на ведьм» времен инквизиции, будь то Третий Рейх, будь то Комиссия по антиамериканской деятельности сенатора Маккарти, будь то современная Украина.

И если таким вот «радикальным борцам за все хорошее» дать палец, они не то что откусят руку, а сожрут чужака целиком. С чувством превосходства и исторической правоты.