Набирает обороты «музейный скандал», связанный с желанием перенести картины из Эрмитажа в Москву, чтобы, как утверждают некоторые, реабилитировать разгромленный некогда Сталиным музей. Но не возникнет ли соблазн воспользоваться ситуацией и начать музейный передел?
«Я боюсь прецедента, поскольку этим могут воспользоваться не только музеи, - говорит директор ГИМ Алексей Левыкин. - Есть риск, что тему возврата так называемого трофейного искусства поднимут частные лица. Если мы соглашаемся на то, что можно забрать работы из Эрмитажа в Москву, это означает, что мы готовы выслушать требования о возвращении работ из музейных коллекций их бывшим владельцам или их наследникам».
Мы сделали подборку самых ярких примеров, которые могли бы стать яблоком раздора.
Германия
В Германии не сгорали от желания вернуть СССР, скажем, сокровища Псково-Печерского монастыря, картины из Русского музея или Янтарную комнату. Более того, когда в ФРГ нашёлся энтузиаст возврата последней, с ним случилась неприятная история. Фермер, кладоискатель и писатель Георг Штайн несколько десятилетий своей жизни посвятил поискам Янтарной комнаты. Попутно ему удалось обнаружить сокровища Псково-Печерской лавры. Когда история просочилась в газеты, Штайна принялись травить, обзывая пустым фантазёром, но чаще - лжецом и предателем. Тем не менее он смог добиться возврата православных сокровищ в Москву. Когда Штайн продолжил поиски Янтарной комнаты, немецкие власти поняли: фермер может её не только обнаружить, но и попытаться вернуть. 20 августа 1987 г. труп Штайна был найден в развалинах одного из замков Баварии. Причина смерти - несколько ударов ножом в живот.
Швеция
Северных соседей принято считать образцом политкорректности. Так-то оно так, но только пока дело не касается возврата награбленного. В Стокгольме до сих пор хранится знаменитая «Библия дьявола», она же Codex Gigas, - уникальный манускрипт XIII в., захваченный среди прочего войсками шведского генерала Кёнигсмарка во время взятия Праги в 1648 г. Между прочим, этот случай долгое время считался эталоном военного свинства - его ещё называли «самым бессовестным ограблением тысячелетия». Чехи поднимали вопрос о возврате в XIX в. Тщетно. В ХХ в. даже Вацлав Гавел, диссидент, боровшийся с СССР и ставший в результате президентом, так и не смог одолеть шведскую жадность.
Франция
О калибре наглости французов говорит тот факт, что вывезенный из Египта ещё Наполеоном Луксорский обелиск по-прежнему красуется в центре парижской площади Согласия. Собственно же сокровища фараонов, награбленные корсиканцем, вообще трудно поддаются подсчёту. И хотя глава египетского совета по древностям Захи Хавас заявлял, что «испортит жизнь» тем музеям, которые отказываются вернуть ценности, не происходит почти ничего. Кстати, Франция должна не только Египту, но и своей соседке Италии. Среди итальянцев популярно горькое выражение: «Эрмитаж - единственный музей, заплативший за итальянские произведения искусства. Лувр же не платит никому».
США
Пока суды США грозят России штрафными санкциями, на них самих пытается давить Италия. И, надо сказать, небезуспешно. Штаты выступили здесь не как грабитель, а как скупщик краденого, что, впрочем, ничуть не лучше. Речь идёт об уникальной эллинистической статуе, которую назвали «Атлет из Фано». Её выловили близ одноимённого города в 1964 г. Спустя 10 лет статую видели в Германии, в Англии, а в 1977 г. она обосновалась в музее Гетти. С тех пор власти Италии забросали музей сотнями воззваний о возвращении краденого. И только в этом году им удалось убедить Генерального прокурора США в правомочности своих требований. Но что решит американский суд? Могут и не отдать...
Великобритания
Об англичанах со времён Робин Гуда ходит поговорка: «Они славятся умением моментально нарисовать мишень вокруг случайно воткнувшейся стрелы». Да уж, в изворотливости им не откажешь. Когда посол Британской империи в Турции лорд Элджин изъявил желание похозяйничать в Афинах, султан выдал ему разрешение. В том месте, где оговаривался объём вывозимого, стояла фраза, которую можно было перевести двояко - и как «некоторое количество», и как «любое число». Надо ли говорить, что британец ограбил вообще до чёрного волоса. И вот уже в течение двухсот лет сокровища Парфенона находятся в Британии, которая возвращать ничего не собирается. Не сделали послабления даже после Второй мировой - а ведь греки сражались в союзе с англичанами...
Украина
Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй. Братья-славяне, украинцы и поляки, надо полагать, решили не ввязываться в игру по-крупному, а заняться мелкими разборками между собой. Польша требует переместить серию батальных полотен итальянца Альтомонте из Львовской галереи искусств в костёл Св. Лаврентия, который находится в Львовской же области. Доля истины в этом есть - Альтамонте действительно писал картины специально под формат этого костёла. Но украинцы упираются, полагая, что, стоит католикам получить картины, они тут же переправят их в Польшу.
Читайте также
- Великие «возвращенцы», или Как объекты культуры находят дорогу домой
- Утраченные ценности: объекты культуры, которые до сих пор не вернулись в Россию