Смертельный номер. Стоят ли острые ощущения зрителей жизней артистов?

Диляра Бикмаева во время выступления со своим мужем Маратом (слева) сломала только челюсть – это чудо после страшного падения в Кисловодске. © / Продюсерский центр «Королевский цирк Гии Эрадзе», кадр видео.

Нынешним летом представление «Королевского цирка» в Кисловодске по­трясло зрителей захватывающим зрелищем – заключительный номер программы закончился падением гимна­стки. Только за месяц это стало третьим происшествием с цирковыми артистами.

   
   

Гимнастка Диляра Бикмаева отделалась переломом челюсти. Это и правда можно считать удачей, ведь её коллега-канатоходец на выступлении в Ростове после падения уже не поднялся и скончался в больнице. Трюки выполнялись артистами без страховки. Да и возможна ли она, когда речь идёт о «смертельном номере»?

Без страховки престижнее и дороже

Номер «Погружение в любовь», в программе цирка самый сложный и романтичный, Диляра Бикмаева исполняла вместе с мужем Маратом. Под проникновенную песню супруги показывали силу чувств под струями льющегося из-под купола дождя. Диляра была прямо над мужем – и вдруг со­рвалась вниз.

Ударившись о партнёра, она упала в небольшой бассейн посреди арены. На секунду показалось, что так и было задумано. Но она не поднялась. Артистку унесли на носилках.

«Диляра находится в сознании, у неё диагностировали только перелом челюсти и скуловой кости. Жизни девушки ничего не угрожает», – сообщили в цирке встревоженным зрителям.

Риск – это престиж, выступать без страховки – это прежде всего выбор самого артиста, говорит заслуженный деятель искусств, заслуженный работник культуры России, основатель Казанской цирковой школы Ильдар Игумнов. В произошедшем в Кисловодске есть и его личные переживания, ведь Диляра и Марат его воспитанники.

«Мокрые руки, мокрые ремни – понятно, что соскольз­нуть очень легко, – поясняет он. – Но артисты сами определяют, какие номера исполняют, и пишут расписки, что отвечают за тот или иной трюк, претензий к руководству не имеют».

   
   

Другая его ученица – Елизавета Чумакова (Королёва) – в марте этого года сорвалась с колец под куполом во время выступления в Новосибир­ске. Из-за сложных переломов выступать на высоте она уже не сможет.

А где же страхующие приспособления?

«Страхующий трос не даст сделать, например, двойное сальто или что-то такое, – говорит Игумнов. – Кроме того, трюки без страховки выше ценятся на конкурсах. На Западе за них гораздо больше платят. У нас доплаты не так распространены, но многие артисты делают рискованные трюки, рассчитывая когда-нибудь попасть на международный конкурс».

Последний трюк колумбийца

44-летний колумбиец Сиксто Октавио Чаварро в цирке провёл три десятка лет своей жизни. Последние годы он выступал в России. На канате делал невероятные вещи: ездил на велосипеде, прыгал на скакалке, сидел на стульчике…

Выступление в Ростове-на-Дону стало для него последним. Канатоходец с велосипедом сорвался с четырёхметровой высоты и на глазах зрителей рухнул головой вниз на арену. Колумбийца увезли в больницу, где он позже скончался.

«Он хорошо выполнял экстремальные номера. Был смелым артистом. Я до сих пор не понимаю, как такое могло произойти», – недоумевает коллега погибшего Алексей Новик.

По словам других коллег, Чаварро просто отмахивался от предложений о страховке. Сам цирк шапито был установлен у одного из торговых центров – как рассказывали очевидцы, ни матов, ни другого смягчающего покрытия на земле не было.

Трагедии не останавливают цирки от того, чтобы на афишах делать громкие акценты: «смертельный номер» и «выполняется без страховки». Зрителей же «убийственные» выступления как не пугали, так и не пугают. Более того, по данным «Яндекс Афиша», за четыре года количество проданных в российские цирки билетов только через этот агрегатор выросло почти в 4 раза.

Колумбиец Сиксто Октавио Чаварро погиб в Ростовском цирке. Фото: соцсети, кадр видео

Звериные нравы

Высота – не единственный фактор риска для цирковых. Есть ещё и животные. Вокруг их участия в номерах споры ведутся давно, но в основном вокруг гуманности этой практики. Но ведь хищник – это угроза сама по себе.

Дрессировщики Максим и Алёна Масляновы из Петербурга с медведями работали с 2016-го. Получили на это и контракт, и соответствующую лицензию от Россельхознадзора. Медведицы Варя и Даша, которых супруги взяли под опеку, жили в вольере в их частном доме. Соседи рассказывали, что дрессировщики даже давали пообниматься с косолапыми…

В середине июля Алёна пошла, как обычно, покормить медведиц, и одна из них напала на хозяйку, разодрала её и убежала в лес. Зверя нашли и застрелили. Маслянова же скончалась от полученных ран.

Трагедия, по мнению близких, случилась по неосторожности: Алёна открыла клетку, не надев на зверя намордник.

Нападение на человека – это всегда ошибка дрессировщика, а обстоятельства бывают разные, считает и народный артист России Аскольд Запашный.

Закон о запрете использования животных в цирке вносится на рассмотрение регулярно, но всё время требует доработок. Сами же цирки от номеров с хищниками отказываться не собираются: ведь это тоже часть цирковой культуры.