В 2000 году на российские экраны вышла картина Алексея Балабанова «Брат-2», ставшая продолжением первого фильма, нашумевшего за три года до этого.
«А где твоя Родина, сынок?!»
«Брат-2» сразу был принят в штыки либералами, ибо покушался на святое — картину Соединенных Штатов как сияющего града на холме, стремление к которому и есть главная цель истинно мыслящего человека.
На самом деле, никакой ненависти к США в фильме не было. Просто герои, вовлеченные в собственную борьбу, заглядывают в страну отнюдь не с парадного входа. И блеск Америки здесь виден в меньшей степени, чем ее грязь и нищета. Для России 2000 года подобное творческое заявление выглядело самым настоящим бунтом.
Но куда мощнее звучал озвученный Юрий Стояновым спич таксиста-эмигранта: «Ааа, патриот! Русская идея, Достоевский, держава... А где твоя Родина, сынок?! Сдал Горбачев твою Родину американцам, чтобы тусоваться красиво. А теперь твоя Родина две войны и Крым просрала! Русских людей в Прибалтике сдала, сербов на Балканах сдала, ... Родина... Сегодня Родина там, где задница в тепле, и ты лучше меня это знаешь. За тем и приехал».
Эти сказанные эпизодическим и немного гротескным героем слова полностью отражали реальность позднесоветского и постсоветского периодов. А заодно и объясняли логику постсоветской элиты, как политической, так и творческой.
Время пораженцев
Важно понимать, что те, кто «сдавали Родину», — это не городские сумасшедшие. Это представители элиты, решившей обеспечить себе личное богатство и процветание в статусе сателлита Соединенных Штатов.
И иноагент Макаревич, и неиноагент Пугачева, наращивая свои заработки в России, мерилом всего видели ориентиры так называемой «западной цивилизации», которая в 1990-х превратилась в самопровозглашенный «маяк свободы».
Более того, те, кто в творческой элите продолжал говорить о «своем пути России», подвергались осмеянию, шельмованию и превращались в изгоев.
Никто не ставил вопрос ребром
Смена политических вех произошла почти на десятилетие позже, чем вышел «Брат-2». При этом смена сама по себе была достаточно мягкой. Никто на официальном уровне не осуждал практики Михаила Сергеевича Горбачева. Да и вообще, адепты тезиса «как скажет Америка» до начала СВО прекрасно себя чувствовали и в СМИ, и в других сферах, продолжая гнуть свою линию.
И никто к ним с жестким горьковским вопросом «С кем вы, мастера культуры?» не обращался.
За последние годы aif.ru разобрал немало российских фильмов, подававшихся как патриотические. Проблема в том, что патриотизм в них получался с червоточинкой. Как в «Девятаеве», где автор попросту оправдал измену Родине и сотрудничество с гитлеровцами. А потом в первых рядах уехал из страны после начала СВО.
Когда мы сегодня спрашиваем себя, откуда взялся исход звезд, отделивших себя от России, нужно сказать честно — начиная с позднеперестроечных времен наша творческая элита формировалась на базе отрицания и осуждения собственной страны, занижения собственных достижений и преувеличения идеальности Запада.
Тяжелое наследие колониализма и пораженчества в головах этих людей, паразитировавших на России и равнявшихся на Запад, никуда не исчезнет.