Сотрудники Кембриджа (Великобритания) решили тщательно исследовать классические романы и сказки – «Питера Пэна», «Книгу джунглей» и даже романы про Гарри Поттера.
— После масштабного исследования на этих книгах могут появиться отметки о том, что их содержание опасно. А некоторые и вовсе могут попасть под запрет. Что же так напугало новых «поборников нравственности»?
Кому нужен «поиск ведьм»?
«Гибридная война», «Третья мировая», «Битва Конца» — так называют современное состояние мира. Прибавим к этому новые информационные технологии, цифровизацию, электронные деньги, искусственный интеллект, сверхзвуковое оружие — и перед нами картина конечных времён (или революционных перемен, как кому угодно считать). Ещё упомянем взламывание общественного сознания пропагандой ЛГБТ, БЛМ, нарастающее навязывание оных в России, психологический террор в западном мире против защитников традиционных ценностей. И признаем: ведётся штурм классической культуры.
Так, в старой доброй Англии проанализировали 10 тыс. произведений детской литературы и обнаружили в них «неприемлемое содержание». «Колониальная английская национальная идентичность» обнаружена в сказке Киплинга. Некоторых персонажей книги «Гарри Поттер» сотрудники Кембриджского университета разоблачили как антисемитов. В западных СМИ с завидной регулярностью в последнее время вскрывается «подлинная правда» о литературных произведениях. Фантастический сюжет Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (температура сжигания бумаги) сегодня воплощается в иной форме.
Почему же «поиск ведьм» ведётся столь серьёзно и с таким энтузиазмом, как будто исследователи исполняют религиозную миссию? Мой товарищ Андрей Девятов (китаист, военный разведчик, консультировал меня, когда я работал над биографией Си Цзиньпина), отличающийся дерзкими оценками, так обозначил проблему: «Мрачная эсхатология (учение о судьбах мира) связана с тем, что в конце „века сего“ появится „враг рода человеческого“, „обманщик“, „дух зла“ с именем „антихрист“, который ложными чудесами, пороком и нечестием прельстит и насилием, лишениями и гонениями овладеет душами людей». Со всей очевидностью обещанные пророками предконечные дни гнева «века сего» наступили. Всё это называется «трансгуманизм» (суть термина — «переступив через человечность»). В 2020 г. в Давосе президент ВЭФ К. Шваб объявил, что для перехода в дивный новый мир нужна «великая перезагрузка». И перезагрузка эта уже идёт на всех парах. А культура стала оружием и одновременно жертвой — смотря откуда наблюдать.
Хватит ли сил дать отпор?
Кембриджские изыскания меня волнуют гораздо меньше событий, которые разворачиваются, например, в российских театрах, где в открытую происходит вивисекция классических произведений за счёт госфинансирования. При этом государство делает вид, что всё это укладывается в рамки творческих поисков, а цензура недопустима. Хотя речь здесь должна идти не о мифической цензуре, а о целесообразности важнейших бюджетных расходов.
В начале июля президент Путин подписал указ «Стратегия национальной безопасности», в котором огромный раздел посвящён проблемам культуры и защите традиционных ценностей. Была создана Межведомственная комиссия по историческому просвещению под началом помощника президента В. Мединского. Автор этих строк назначен в ней координатором рабочей группы по поддержке исторической тематики в культуре и искусстве. В числе предложений группы — рекомендовать Министерству культуры РФ, телевизионным компаниям с государственным участием и др. отказаться от бюджетной поддержки при производстве театральных спектаклей и кинофильмов, в которых в классических произведениях происходит искажение авторского замысла, а также искажение российской истории. Наша мысль проста: «Дорогие творцы! Хотите творить на костях классиков? Делайте это за свой счёт!»
21 октября В. Путин на заседании клуба «Валдай» в Сочи выдвинул оборонительно-атакующую идею о рациональном консерватизме в госстроительстве России, что свидетельствует о неприемлемости перезагрузки в трансгуманизм. Но легко ли это осуществить? Увидим. Потому что в нашем богоспасаемом Отечестве есть силы, которые будут этому препятствовать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции