Российско-польские споры о Второй мировой войне, кажется, не собираются утихать. Официальная Варшава регулярно обвиняет Россию — правопреемника СССР — во всех возможных грехах. Недавно, например, речь зашла о том, что Советский Союз (а не только гитлеровская Германия) способствовал началу войны. Никакие факты и документы в Польше не замечают и не учитывают. Так, заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблоньский назвал «попытками переписывания истории» публикацию архива к 75-летию освобождения Варшавы от немецко-фашистских оккупантов. В этих документах говорится о том, что Армия Крайова уничтожала украинцев и евреев.
Новые нападки на Россию польские власти решили сделать по линии культуры. В Twitter МИД Польши опубликовано заявление: в результате действий советских войск во время освобождения страны в 1944-1945 годах сильно пострадало польское культурное достояние.
Что за культурное достояние?
Речь идет о семи картинах, которые датируются XV, XVI, XVII и XVIII веками. Среди них — «Мадонна Глоговская» Лукаса Кранаха Старшего, «Лесной пейзаж» Яна Брейгеля Старшего, «Птичий двор» Даниэля Шульца, «Девочка с голубем» Антуана Пэна.
«Советские специальные подразделения НКВД похитили множество предметов польского искусства, и многие из них всё ещё находятся в России, — написано в сообщении польского МИД. — Советская Красная армия и НКВД постоянно уничтожали и конфисковывали то, что немцы не смогли украсть и сжечь».
Отметим, что информация об утраченных Польшей во время Второй мировой войны ценностях уже появлялась и раньше. Работа по их возвращению ведется Польшей с начала 1990-х. В настоящее время известно о 516 тыс. культурных ценностей, утраченных страной во время войны. Наиболее громкий случай последних лет произошел как раз с одной из картин, о которых напомнил МИД Польши: с «Девочкой с голубем». Это произведение Антуан Пэн создал в 1750-х годах. С 1931 года картина принадлежала музею в Познани, а в 1943-м была вывезена из Польши нацистами. Уже в XXI веке картина нашлась в коллекции российского арт-дилера Александра Хочинского. По его словам, её привез из Германии его отец, воевавший на фронте. Хочинский был готов отдать «Девочку с голубем» Польше, но взамен просил вернуть ему недвижимость, которая принадлежала его семье до войны (его родители родом из польского Перемышля). Договориться, впрочем, не удалось. Хочинского дважды задерживали по ордеру, выданному властями Польши: в 2015-м в США, а в 2019-м — в Париже. Пока что эта история не завершилась, хотя суд в США поддержал именно Хочинского.
Еще три картины — «Мадонна Глоговская» (или «Мадонна с младенцем»), «Лесной пейзаж» и «Птичий двор» — хранятся, по данным поляков, в Пушкинском музее. Обнаружили их еще в 2004 году, но возвращать никто ничего не стал: тогдашний директор, а ныне президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова всегда выступала против реституции в любой её форме.
В Польше поиском утраченных произведений искусства занимается специальный отдел в Министерстве культуры и национального наследия. На сайте этого ведомства указаны множество картин, археологических находок и прочих объектов культурного наследия, которые были потеряны в годы Второй мировой.
Проблема «трофейного искусства»
Во время Второй мировой войны огромные коллекции — картины, скульптуры, древние книги и свитки — были конфискованы немецкими войсками в различных странах и оказались в Германии. Во время наступления Красной армии часть этих «трофеев» была вывезена в СССР как возмещение за культурные ценности, уничтоженные нацистами на территории Советского Союза (так называемая компенсаторная реституция). Активное участие в этом принимали специальные трофейные бригады, а также части НКВД и СМЕРШа.
Точное количество предметов «трофейного искусства» толком неизвестно. Немецкие исследователи насчитывают почти миллион предметов искусства и 4,6 миллиона книг. Их российские коллеги говорят о гораздо меньшем числе: 250 тысяч произведений и 1,3 млн книг. Подсчет осложняется тем, что все эти произведения искусства находятся в разных музеях: например, в Эрмитаже, Пушкинском музее, музее Нижнего Новгорода. Кроме того, какие-то «трофеи» в итоге оказались в военных архивах. Так, знаменитая «Библиотека Шнеерсона» оказалась разделенной на две части: одна после Октябрьской революции была национализирована и пополнила фонды РГБ, а другая часть была вывезена в Польщу, затем нацистами — в Германию, откуда её и забрали в Центральный военный архив трофейные бригады.
Общий консенсус музейного сообщества не подразумевает возвращения «трофейного искусства» в те страны, откуда оно было вывезено. При этом частичный возврат происходит. Например, в 1950-е СССР вернул ГДР Пергамский алтарь и картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В Венгрию из музея Нижнего Новгорода были возвращены некоторые картины из коллекций предпринимателей еврейского происхождения, которые немцы вывезли в Германию в 1944 году. Но в целом, согласно законодательству России, всё «трофейное искусство» принадлежат государству и является федеральной собственностью.
Отметим, что споры о перемещенных культурных ценностях (не только времен Второй мировой, а в целом) происходят между многими странами. Та же Польша отказалась возвращать Германии то, что получила по итогам войны вместе с землями восточной Германии. Греция пытается вернуть себе часть Ионического фриза Парфенона из лондонского Британского музея и Венеру Милосскую из парижского Лувра. Египетское Министерство по делам древностей одной из своих главных задач видит возвращение ценностей, которые сейчас находятся в музеях по всему миру.
Что говорят о польских претензиях?
Президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова считает, что заявления МИД Польши голословны.
«Это заявление рассчитано на людей, которые не понимают тонкостей. Конечно, Варшаве надо представить доказательства утраты. Откуда поляки вообще это взяли? Они делали запросы в Россию раньше? Им отказывали?» — приводит НСН слова Антоновой.
Антонова добавила, что если у Польши есть информация о происхождении этих картин, то польские власти могут сделать запрос в российское Министерство культуры или в правительство России.
Исполняющий обязанности министра культуры России Владимир Мединский в комментарии РИА Новости заявил, что перемещённые культурные ценности являются достоянием России, и назвал переговоры на эту тему «невозможными».
По мнению руководителя Департамента музеев Минкульта Владислава Кононова, это заявление — лишь не очень умелая попытка провокации.
«Все эти произведения искусства находились в управлении немецких оккупационных властей. Если проследить судьбу каждого из упоминаемых ими произведений искусства, то мы увидим, что в 1943 году картина Лукаса Кранаха старшего была вывезена Третьим рейхом», — рассказал Кононов в эфире канала «Россия-24».
Он добавил, что говорить о принадлежности этих картин к Польше не приходится.
Смотрите также:
- Польша заявила о своих правах на часть произведений искусства в России →
- Великие «возвращенцы», или Как объекты культуры находят дорогу домой →
- Стать «Репой». Является ли Фёдор Достоевский украинским писателем? →