На сцене «никто не застрахован». Артисты о технике безопасности в Большом

Место смерти 37-летнего актера миманса Евгения Кулеша, погибшего в результате падения на него декорации во время оперы «Садко» в Большом театре в Москве. © / РИА Новости

После трагической гибели артиста Большого театра Евгения Кулеша его коллеги прокомментировали несчастный случай.

   
   

Николай Цискаридзе, Анастасия Волочкова, Маквала Касрашвили и Дмитрий Ульянов рассказали, что думают об организации безопасности работы в Большом театре.

В интервью kp.ru Николай Цискаридзе заявил о вопиющих нарушениях в организации охраны труда. Певец высказал опасение, что дело с гибелью актера замнут. «У меня нет сомнений, что погибшего артиста или какого-нибудь рабочего сцены сделают крайним и дело замнут. Такое мы уже проходили: на открытии театра ведь тоже случилась трагедия, помните? И ее замяли», — рассказал изданию Цискаридзе. 

Народный артист РФ указал, что считает нарушениями. Так, во время смены декораций артистов на сцене вообще быть не должно. А само действие должны контролировать трое — сам режиссер-постановщик и два дополнительных режиссера. Цискаридзе подчеркнул, что лично знал погибшего: он супруг его коллеги.

Подобной точки зрения придерживается и бывшая прима театра Анастасия Волочкова. Балерина в интервью Пятому каналу оценила технику безопасности как плохую. «Я этому не удивлена. Мне не то, что очень — искренне жаль, это очень большое горе на самом деле! Я соболезную всем близким человека, который попал в такую ситуацию совершенно невольно. Но, вы знаете, это уже такие звоночки, которые говорят о том, что не пора ли поменять руководство Большого театра и поставить туда, у руководства, тех людей, которые будут заниматься творчеством и следить за тем, чтобы в театре был порядок, а не думать только о деньгах?» — заявила балерина. По мнению Волочковой, всему виной кража средств, произошедшая при реконструкции театра.

А вот российский оперный певец Дмитрий Ульянов заявил, что, напротив, театр четко следит за техникой безопасности. «В театре вопросам безопасности уделяется пристальное внимание, артисты подписывают все необходимые инструкции по безопасности», — прокомментировал он «Известиям». Что именно происходит с безопасностью во время представлений, артист не ответил, но сказал, что предпринимаются все меры, на которые он попросту не обращал внимания. 

Оперная певица Маквала Касрашвили согласна с Ульяновым: техника безопасности на высочайшем уровне, ее проверяют перед каждым спектаклем, а труппа получает инструктаж. «Бывает опасно, когда артистов поднимают над сценой наверх. У меня был случай, когда я упала в финале оперы „Орлеанская дева“. Когда меня „жгли на костре“, а снизу „полыхал“ огонь и дым. Рабочий не успел вовремя закрепить один из четырех тросов, на котором меня поднимали. В результате на высоте пяти метров перевернулась площадка, на которой я стояла. Я упала на сцену и сломала руку», — заявила певица «Комсомольской правде». Но, по словам Маквалы, это был единственный случай за время ее работы в Большом театре. И уж во время спектакля «Садко» точно никто не ожидал трагедии: декорации опускались медленно, зрители не обратили сразу внимание на ЧП. Певица уверена, что в трагедии «вины театра нет».

   
   

Еще один коллега погибшего Евгения Кулеша, пожелавший скрыть свое имя, высказал в интервью МК другую точку зрения: «Мы сами толком ничего не поняли — настолько мгновенно все случилось: то ли артист что-то перепутал и попал под эту стену... Ведь он должен был вывезти трон и отойти вперед, ближе к зрителям. А он, видимо, или не рассчитал свои действия, или перепутал и почему-то отошел назад. И вот на него эта стена и наехала». Артист заявил, что на сцене «никто не застрахован», и сам артист «должен видеть, что она едет». Он отметил, что за кулисами всегда кричат, чтобы не задеть головы актеров. «Стоит специальный человек, который контролирует процесс, и, когда нужно, говорит „стоп“. Но тут, конечно, была нарушена, по-видимому, техника безопасности. Нам ведь по технике безопасности тоже все объясняют».

Напомним, ЧП случилось 9 октября во время показа оперы «Садко» на сцене Большого театра. Евгений Кулеш отодвигал трон на сцене, и в это время на артиста мимического жанра опустились двухтонные декорации. Ему передавило шею. Артист скончался моментально, на глазах у зрителей, от открытого перелома черепа.