Владимир Мединский: «У российского кино колоссальный творческий потенциал»

Владимир Мединский © / www.russianlook.com

 

   
   

Первые в чём?

Юлия Шигарева, «АиФ»: Владимир Ростиславович, 2014 год в России объявлен Годом культуры - это обсуждалось на минувшей неделе на Совете по культуре при Президенте РФ. Вам теперь и карты в руки! Можно просить, чтобы культура перестала наконец финансироваться по остаточному принципу.

Владимир Мединский: С одной стороны, я с вами согласен - конечно, хочется большего! Хочется, чтобы и кино больше снималось, и регионы поддерживать активнее. Но ещё Ломоносов объяснил: если где-то какого-то вещества прибавится, то в другом месте его убудет. Поэтому мы не можем не понимать: если мы добьёмся того, что денег на культуру выделят в два раза больше, значит, их придётся либо у других отраслей отобрать, либо включить печатный станок. И то и другое - не выход. Наша позиция: не стенать по поводу копеечных бюджетов, а биться за то, что есть. И если уж вы упомянули наступающий Год культуры, повторю то, что говорил на Совете по культуре: мы программу этого года перестроили максимально, сместили акценты с культуры двух столиц на поддержку региональных театров, музеев, культурных центров. В этом году заканчиваем восстановление красивейшего Псковского театра им. Пушкина - надеюсь, он сможет открыться для зрителей уже в ноябре - декабре. Правительство выделило нам большие суммы на подготовку к 700-летию Сергия Радонеж­ского. Главное - это ремонтно-восстановительные работы в Троице-Сергиевой лавре. Но мы ещё дополнительно направили на эту программу миллионы рублей, «отторговав» их на контрактах с подрядчиками.

Но деятели культуры не только берут - они и отдавать готовы. Я хочу поблагодарить всех тех работников нашего «цеха», кто перевёл свои зарплаты или сборы от спектаклей, концертов в фонд помощи пострадавшим на Дальнем Востоке. Своеобразным финалом этого станет благотворительный концерт Дениса Мацуева в Москве, в филармонии. И таких акций у Министерства культуры будет несколько. Так что культура нас не только воспитывает, но и объединяет.

Ю. Ш. «АиФ»: Но при этом внутри самого «культурного цеха» скандалов в последнее время предостаточно. Какие страсти разгорелись во­круг предложения Валерия Гергиева создать в Санкт-Петербурге Национальный центр искусств!

В. М.: Идея создания под эгидой Мариинки объединённого центра, включающего Санкт-Петербургскую консерваторию, Вагановское училище и Российский институт истории искусств, начала обсуждаться ещё год назад. Но мы не выпускали это в публичную плоскость - не хотели торопиться. Решение должно, что называется, дозреть.

Ю. Ш. «АиФ»: В ХХ веке лидерство СССР в мировой культуре было явным. А сегодня мы чем способны удивить западного зрителя?

   
   

В. М.: Классические исполнители, наша музыкальная школа, опера, балет - здесь мы по-преж­нему мировые лидеры, что бы там кто ни говорил. Фольклор, народное искусство - его надо больше пропагандировать, показывать, что у нас есть не только «Калинка-малинка». Феноменальный успех «Бурановских бабушек» на «Евровидении» - лучшее подтверждение того, что подобный, назовём его так, синтезированный «продукт» востребован.

Литература?.. Тут надо понимать следующее. Современный массовый читатель, увы, не готов воспринимать серьёзную литературу. При всём моём уважении Дэн Браун - это всё-таки не серьёзная литература. А именно этим сегодня забиты полки книжных магазинов в Европе. В лучшем случае Дэн Браун, Сидни Шелдон - и далее по нисходящей. К сожалению, массовый российский читатель демонстрирует схожие вкусы. Это общемировая проблема - нет времени на чтение больших серьёзных романов. Литература ужимается до 140 знаков - объёма записи в Твиттере. И это ужасно! Но, надеюсь, время всё расставит по своим местам.

Думать или жевать?

Ю. Ш. «АиФ»: А тем временем в Голливуде именитые режиссёры объявляют, что дни блокбастеров сочтены. Может быть, это наш шанс? Ведь советский кинематограф всегда был силён именно умением интересно рассказывать простые человеческие истории без многомиллионных бюджетов.

В. М.: То, что массово производят американские киностудии для попкорнового просмотра, не является искусством. На мой взгляд, в Голливуде сегодня колоссальный кризис сценариев - сплошные спецэффекты, и ничего больше. Европейское кино в этом плане гораздо интереснее. Я убеждён, что и в России колоссальный творческий кинопотенциал. И мы можем быть одним из последних бастионов киноискусства.

Ю. Ш. «АиФ»: Что же тогда российские фильмы так плохо смотрят российские же зрители?

В. М.: Потому что смотреть умное кино - это тяжёлая работа, равно как и читать книгу. Мне с трудом удаётся заставить читать своих собственных детей. Я недавно купил диаскоп и кучу диафильмов к ним. Попытался (смеётся) выступить в роли хорошего отца: вечером в воскресенье мы сели все вместе смотреть диафильм, как я это делал вместе со своим папой много лет назад. Детей хватило ненадолго. На их лицах читалось: «Это что за скукотища? «Гадкий я - 2» гораздо интереснее!»

Так что книга - это труд. И хороший фильм - это труд. Тот умственный труд, который позволяет человеку становиться именно человеком, а не жвачным животным, потребляющим кино- и книжную продукцию категории «В».

Без исключений!

Ю. Ш. «АиФ»: К вопросу о кино. Государство выделяет киностудиям миллионы на съёмку фильмов. Но почему дают эти деньги без обязательного требования вернуть выданное? Ведь кино - коммерческий продукт, на нём тот же Голливуд миллиарды зарабатывает!

В. М.: Те, кто сегодня об этом спрашивает, забывают, насколько абсурдной ситуация была в минувшие годы. Студиям-лидерам тогда выдавали приличные по российским меркам деньги. И говорили: «Снимайте что хотите! Главное, чтобы доля отечественного кино на экранах росла». Всё делалось под честное слово, никто не мог проверить, продюсер эти деньги на кино пустил или дачу на Рублёвке отремонтировал. Кто-то работал честно, а кто-то снимал такое... По этой схеме Фонд кино проработал несколько лет. Результатом стало снижение доли российского кино в российском же прокате. Поэтому теперь введён другой принцип - защита проектов. Великий ты, не великий, Михалков, Лунгин, Бондарчук или начинающий режиссёр - пожалуйста, на сцену, к микрофону, и защищай своё детище на заседаниях Эксперт­ного совета.

С этого года Фонд кино ввёл схему: либо компания возвращает выданную ей сумму по итогам проката, либо мы компенсируем процентную ставку по кредиту, взятому на съёмки. Кстати, одним из первых такую компенсацию взяла компания «ТриТэ» Никиты Михалкова - им надо было запускать ленту «Душа шпиона». Сперва, правда, пошёл разговор из серии «А можно ли нам в виде исключения дать денег пораньше?..» На что я ответил: «Нельзя, Никита Сергеевич! Мы же все за честные выборы, правда?» И «ТриТэ» взяли кредит. У нас же как: если про честные выборы, все, безусловно, за то, что все должны быть равны перед законом. Но как только возникает вопрос, должен ли режиссёр Бардин платить штраф за нарушенные сроки сдачи, сразу слышатся возмущённые голоса: почему для него не сделали исключения? Я очень уважаю Бардина, он великий режиссёр, я вырос на его мультфильмах, но исключений делать нельзя! Поэтому у нас и Говорухин штрафы платит, и Михалков - регулярно. Так что...

Ю. Ш. «АиФ»: Работать будем честно?

В. М.: У вас другие предложения? Ведь вопрос не в том, нравится мне режиссёр Серебренников или нет. Своё личное мнение я оставлю при себе. Но если на Экспертном совете его фильм «Чайковский» (по поводу которого в обществе разгорелась активная дискуссия - какой ориентации был великий композитор. - Ред.) занял одно из первых мест, а историки, читавшие сценарий, сказали, что не видят там ничего противоречащего исторической правде, то он получит госфинансирование. На общих условиях.