$500 млн за секс-сцену. Ромео и Джульетта поставили Paramount на «счетчик»

«Ромео и Джульетта», 1968 г. © / Кадр из фильма

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» — правоту Уильяма Шекспира в очередной раз подтверждают события, разворачивающиеся прямо сейчас в Соединенных Штатах. Речь идет, ни много ни мало, о сексуальной эксплуатации несовершеннолетних.

   
   

Иск в Верховный суд

30 декабря 2022 в Верховный суд Санта-Моники был подан иск в отношении компании Paramount Pictures, которую обвиняют в незаконной эксплуатации обнаженного изображения подростков. Истцами выступают актеры Леонард Уайтинг и Оливия Хасси, сыгравшие главные роли в фильме «Ромео и Джульетта» режиссера Франко Дзеффирелли.

Нюанс в том, что картина вышла на экраны в 1968 году, Дзеффирелли уже нет в живых, а сами Уайтинг и Хасси ныне пребывают в пенсионном возрасте.

Среди огромного количества постановок данного произведения Шекспира в кино критики выделяли работу Дзеффирелли особенно. Режиссер стал первым, кто не просто решил поставить трагедию максимально близко к оригинальному тексту автора, но и приблизил возраст исполнителей к тому, который указал Шекспир. На момент съемок Уайтингу было 16 лет, а Хасси — 15.

Дзеффирелли пошел и на еще один риск — в фильме появилась сцена пробуждения обнаженных героев после брачной ночи. Сам режиссер на этот счет заметил: «Если вы приходите в музей, то разве отворачиваете голову от нагой живописи?»

Два «Оскара» и приз «Советского экрана»

Картина была восторженно принята как зрителями, так и экспертами. Американский кинокритик Роджер Эберт писал: «Заслуга Дзеффирелли и юных актеров в главных ролях, что они вдохнули жизнь в строки Шекспира. Опытные актеры не смогли бы так сыграть первую любовь, наивность и страсть, которую можно испытать только раз в жизни».

Фильм «Ромео и Джульетта» был номинирован на четыре премии «Оскар» и завоевал две статуэтки. Также лента получила три «Золотых глобуса», два из которых достались Уайтингу и Хасси.

   
   

В 1968 году Дзеффирелли привез свой фильм в СССР, заметив: «Во время работы над фильмом я часто обращался к творению Сергея Прокофьева и Галины Улановой, к традициям русского балета. По-моему, это превосходное проникновение в самую суть великой трагедии. В балете Прокофьева есть все: и большая идея, и высокий, неукротимый дух, и наш национальный темперамент». Правда, после премьерного показа наступила пауза, и в широкий прокат в Советском Союзе фильм Дзеффирелли вышел только в 1972 году, причем без той самой откровенной сцены, о чем режиссер крайне сожалел.

Несмотря на это, советским зрителям все понравилось — по опросу издания «Советский экран» «Ромео и Джульетта» оказался самым популярным зарубежным фильмом в прокате 1972 года, а Хасси отечественная публика отдала приз зрительских симпатий.

«Они и не могли понимать в 16 лет, что делают»

Так что заставило 72-летнего Уайтинга и 71-летнюю Хасси через полвека отправиться в суд?

Как заявляет Тони Мариноцци, представитель актеров, Дзеффирелли их обманул. Якобы изначально режиссер обещал актерам, что сниматься они будут в белье телесного цвета, но затем стал умолять их играть голыми, чтобы не разрушить натурализм происходящего.

«Они доверяли Франко, — приводит слова Мариноцци издание Variety. — В 16 лет они согласились сделать то, что он предлагал, полагаясь на его слово. Откровенно говоря, они и не могли понимать в 16 лет, что делают».

Согласно иску, Уайтинг и Хасси из-за происшедшего на протяжении 55 лет страдали психически и эмоционально, в результате чего потеряли возможность построить нормальную карьеру. Ущерб, нанесенный фильмом, они оценили в 500 млн долларов.

Адвокат актеров Соломон Гресен заявил: «Обнаженные изображения несовершеннолетних являются незаконными и не должны выставляться. В 1960-х годах это были маленькие наивные дети, которые не понимали, что с ними происходит».

«К середине съемок уже и забыла, что на мне нет одежды»

Действительно, нельзя сказать, что у Уайтинга и Хасси было много ролей в кино, и определенно, образы Ромео и Джульетты всегда оставались в их карьерах узнаваемыми. Но вот только ранее о каких-либо переживаниях на сей счет они не распространялись.

Больше того, они никогда не отказывались участвовать в проектах, так или иначе связанных с фильмом 1968 года. В 2014 году оба снялись в ленте «Социальное самоубийство», которая переносит действие трагедии Шекспира в современность. Уайтинг и Хасси исполнили роли родителей Джулии, то есть Джульетты. Причем саму Джулию сыграла родная дочь Хасси.

Уайтинг и Хасси регулярно посещали мероприятия, посвященные юбилеям выхода фильма, а также бывали на торжествах по случаю дней рождения Дзеффирелли.

В последний раз это произошло в 2018 году, когда отмечались 50-летие картины и 95-летие режиссера. Интересно, что тогда Хасси в интервью заявляла, что обнаженную сцену Дзеффирелли снял со вкусом и «это было необходимо для фильма».

В другом интервью в 2018 году, данном Fox News, актриса утверждала: «Леонард совсем не стеснялся! А я к середине съемок уже и забыла, что на мне нет одежды».

Леонард Уайтинг, Оливия Хасси и Франко Дзеффирелли на съемках фильма «Ромео и Джульетта». 1968 год. Фото: www.globallookpress.com

Монетизация хайпа: если другим можно, почему нельзя Ромео и Джульетте?

Так что же вдруг заставило Уайтинга и Хасси переменить мнение, почувствовав себя жертвами? Судя по всему, как говаривал герой фильма «Место встречи изменить нельзя», актеры решили «деньжат по легкому срубить».

Дзеффирелли уже все равно, а Paramount Pictures, глядишь, и раскошелится, дабы замять скандал. Не на полмиллиарда, конечно, но некую сумму в порядке внесудебного урегулирования боссы студии выплатить могут. А то, не ровен час, борцы за все хорошее проделают с ними то, что ранее уже проделывали не раз. Испорченная скандалом репутация может обойтись гораздо дороже.

Трудно судить ветеранов артистического цеха — когда на подобных вещах успешно хайпуют люди с талантом на порядок пожиже, почему бы не монетизировать подростковую обнаженку Ромео и Джульетте?

Понятно, что от всего этого вертится в гробу старик Шекспир, но кого теперь волнуют такие вещи. Так что повести, печальнее повести о Ромео и Джульетте, нет по-прежнему.