Звезда «Универа» Виталий Гогунский — Европе: «Деградируйте, на здоровье»

Виталий Гогунский. © / Фото из личного архива

Актёр и музыкант Виталий Гогунский, сыгравший Кузю в популярном сериале, в интервью aif.ru рассказал о работе над этим проектом и возможном его продолжении, выступлениях перед бойцами в зоне СВО, знакомстве с продюсером Юрием Бардашем (создателем группы «Грибы»), своем «прощании с Парижем», отмене русской культуры на Западе, нехватке общения с дочерью и отношениях с родственниками, оставшимися на Украине.

   
   

Русофобия заставила нас самих задуматься: «Кто мы?»

Владимир Полупанов, aif.ru: — Виталий, вы ведь родились на Украине в Кременчуге. Остались ли сегодня люди с той стороны, которые продолжают с вами общаться? Какие у вас отношения с украинскими родственниками?

Виталий Гогунский: — Сохранить отношения очень сложно в нынешних условиях, ведь сегодня люди на Украине, страдающие от ужасов войны, помимо прочего, находятся в информационной блокаде. Понимаю, что ситуация тяжелая, людей там запутали и запугали. Смиренно жду, когда украинский народ прозреет и всё встанет на свои места. Ни на кого не обижаюсь и прощаю оскорбления в свой адрес с той стороны. Уверен, придет время — и мы продолжим общаться.

Смиренно жду, когда украинский народ прозреет, и всё встанет на свои места. Ни на кого не обижаюсь и прощаю оскорбления в свой адрес с той стороны. Уверен, придет время — и мы продолжим общаться.

Мои мама, брат давно живут в России. Мы были очевидцами начала того беспредела, который начался на Украине, наверно, в 2001-м, задолго до сегодняшних событий. Поэтому для меня в том, что происходит между Россией и Украиной, нет ничего нового и удивительного. Наверняка получу очередную порцию хейта после этого, но, считаю — в том, что происходит на Украине, виноваты, к сожалению, сами украинцы.

Начиная с 1991, в моей родной Украине стали переписывать историю, переименовывать улицы и площади городов, возвеличивать Степана Бандеру. Любое общество, нация, страна, заявляющая о своём превосходстве, кричащая «мы понад усе» — оказываются в аду. Украинцы сегодня сидят без света, воды, тепла, вокруг разруха, ненависть и смерть. Это ли не ад? Ко всем, кто скакал и кричал «москаляку на гиляку», у меня один вопрос: только в Москве украинцы вторые по численности после русских. Каких конкретно «москалей» вы хотите отправить «на гиляку»? Все, кто зиговал в Берлине в 30-е годы, в конце концов, сами себя загнали в метафорический бункер.

   
   

— К пещерной русофобии и отмене русской культуры на Запада как относитесь?

— Россия — удивительная страна. Каждый эпизод ее трагической истории делает людей, живущих в ней, сильнее, увереннее и, как ни странно, счастливее. Русофобия заставила нас самих задуматься: «Кто мы?» Было больно и тошно наблюдать, как мы с открытым ртом потребляли западную культуру, мечтали об их жвачках и джинсах. По мне, уж лучше русофобия, чем насаждение западных ценностей на нашей территории. Будем бороться с этим засильем при помощи своей культуры, а также матрёшек, балалаек, медведей и красивых женщин. Пройдет несколько лет, и, я уверен, всё, что связано с Россией, станет мейнстримом на Западе. Даже сегодня модный дом DIOR использует русский стиль в своей рекламе. Россия — слишком мощная и красивая страна, с богатой историей и культурой, чтобы ее игнорировать. Кто сегодня запрещает русскую культуру, сам себя обделяет. Тот, кто не слушает музыку Чайковского, делает хуже только себе. Поэтому в добрый путь — деградируйте, на здоровье.

На выпады «либеральной общественности» мне наплевать

— Недавно вы перепели песню Анатолия Днепрова «Россия», которую спродюсировал создатель популярной украинской группы «Грибы» Юрий Бардаш. Что послужило толчком для записи кавер-версии?

— Песню «Россия» Анатолия Днепрова я знаю и люблю давно. Раньше часто пел ее в караоке с друзьями. Когда в Россию переехал Юрий Бардаш и услышал эту песню, мы сразу же решили её записать. Нам показалось, что сейчас она будет особенно актуальна. Даже спустя месяц после выхода моей версии я продолжал слушать её в наушниках со слезами на глазах. Это песня-исповедь, от нее остается ощущение неподдельной радости и гордости.

Перед тем, как приступить к записи, мы с Юрой много репетировали, он мне подсказывал, где и как лучше спеть. И мы довольно быстро получили разрешение от родственников Анатолия Днепрова. Очень доволен этой работой, она тоже предмет для маленькой гордости.

На выпады «либеральной общественности», которая «змеится» и разносит в пух и прах людей, искренне любящих Россию, мне наплевать.

— Но я читал массу негативных отзывов про эту песню.

— На выпады «либеральной общественности», которая «змеится» и разносит в пух и прах людей, искренне любящих Россию, мне наплевать.

— Расскажите о знакомстве с Бардашем, с которым, как я понял, вы теперь плотно сотрудничаете?

— Встреча с Юрой — Божий промысел. Хотя, признаюсь, я мало что знал про него до знакомства. Слышал только фамилию Бардаш и, конечно, песню группы «Грибы» — «Между нами тает лёд». Последние лет 10, наверно, я почти не слушаю поп-музыку. На проекте «Один в Один» мы познакомились с Ираклием Пирцхалава и подружились. Однажды Иракли пригласил меня погостить в Батуми, где обещал познакомить с Юрой. Я уже настроился отправиться в Грузию, чтобы покататься на сёрфе и познакомиться с Бардашем. Но близкие стали меня отговаривать от этой поездки — люди могли меня неправильно понять. Мол, очередной актёр покинул Россию в столь сложное время. Позвонил Ираклию, извинился и отказался от предложения. А через две недели после этого Юра сам прилетел познакомиться со мной в Абхазию накануне моего дня рождения. Это знакомство стало лучшим подарком. Нам хватило немного времени, чтобы понять, что наши взгляды на жизнь и творчество совпадают. Очень рад, что нас свела судьба.

Юра Бардаш — один из лучших продюсеров в современной поп-музыке, в его багаже — самый большой кейс популярных проектов. Он может облачить в современную обертку любую песню и сделать из нее настоящее произведение искусства.

А база, которую я получил благодаря ВГИКу, великому актеру и педагогу Алексею Баталову, своим родителям, симфонической и хорошим образцам поп-музыки, заставляют держать высокую планку. Есть хайп, лайки, а есть настоящая культура. Люди, не пропагандирующие культуру через замысел Всевышнего, на мой взгляд, пустые, никчемные. Мало доблести в том, чтобы с надутыми губами, татуировками, бородами петь про грусть от неразделенной любви, изменах и бывших. Всё это, на мой взгляд, чепуха и раздувание самомнения.

Вернутся ли Кузя в «Универ»?

— Участие в сериале «Универ», сделавшее вас звездой, раздуло ваше «самомнение»? Почему, на ваш взгляд, этот проект так выстрелил?

— Во-первых, потому, что над «Универом» работали профессионалы, в частности, авторы и продюсеры, на счету которых такие проекты как «Наша Russia», «Папины дочки» — Вячеслав Дусмухаметов, Антон Щукин. Ребята были на пике своего творческого полета. Во-вторых, там амбициозная команда актеров. Был очень крутой подход к съемкам: от кастинга, который длился более чем полгода (телеканал ТНТ делал большие ставки на этот проект), до работы на площадке. Я слышал, что был сначала один каст, потом дополнительный, то есть все было сделано основательно, по всем законам проектов, запускаемых в том же Голливуде. Кстати, такой основательный, профессиональный подход был свойственен и советской школе кино. У меня была мечта — сыграть роль в российском сериале «а-ля» Джо из сериала «Друзья». Я хотел, чтобы моя роль в «Универе» стала знаковой, полезной и интересной для аудитории. В-третьих, мы искренне хотели порадовать зрителей.

Во время моей учёбы во ВГИКе к нам с мастер-классом приходил Никита Сергеевич Михалков. Он рассказывал о том, как готовился к фильму «Сибирский цирюльник», и почему, по его мнению, лента «выстрелила». Прежде чем приступить к съемкам, он актёров, играющих кадетов, поселил в казарму, где они жили вместе целый месяц, притирались, привыкали. В актерской среде это называется «погружением» в героя. Попав на проект «Универ», я предложил эту же схему. Меня поддержали продюсеры проекта. Нам сняли квартиру, и мы жили в ней несколько месяцев, как в настоящей общаге. Возможно, еще и поэтому зрители поверили героям на экране.

— Ждать ли продолжения?

— Продолжение проекта зависит от многих факторов. Первый и главный — это то, что сегодня мы все живем в состоянии неопределенности. В 2012 году я ушел из проекта, чтобы дальше заниматься своим сольным творчеством. Все 10 лет продюсеры просили меня вернуться. И каждый второй подписчик в соцсетях просил того же, поклонники даже запускали челлендж с хештегом «Кузя, вернись». Уговоры продюсеров и зрителей подействовали — я подумал, что в такие непростые время, когда не так много поводов для радости, если я смогу быть чем-то полезен, то вернусь. Но пока не знаю, случится это или нет.

Фото из личного архива

Отвечаю на вопросы по пути в военную часть

— Сегодня вы сделали упор на музыкальную карьеру? Или актёрская и музыкальная идут параллельно?

— В Москву я приехал в 2001 году с желанием стать певцом. Я по профессии музыкант. Мой дебют в Москве состоялся в качестве композитора — я написал музыку для фильма «Прощайте, Доктор Фрейд» и три своих песни исполнил сам в этом кино. Мою музыку сыграл Государственный оркестр кинематографии, которым руководит выдающийся дирижёр, народный артист, феноменальный человек, способный соединить у себя в голове и на сцене до 150 музыкальных инструментов, Сергей Скрипка. Это является для меня предметом особой гордости.

Я никогда не горел желанием быть актером. Но подал документы во ВГИК, и меня приняли. Отец учил меня: «Все начатое всегда нужно доводить до конца». Получив потрясающую базу, подумал, что мне неплохо было бы реализоваться как актеру, хотя бы осуществить давнюю мечту — принять участие в проекте, аналогичном «Друзьям».

— Осенью прошлого года вы спели для наших военнослужащих, отправляющихся на передовую. Это была разовая акция или вы это делаете регулярно?

— Нет, акция не разовая. Мои концерты перед нашими бойцами в горячих точках проходят регулярно с 2018 года. С 2012 года веду активную социальную деятельность: участвую в студенческих фестивалях, регулярно выступаю с детьми, был в Сирии у наших военных. Я не очень об этом распространялся. Примером для меня в этом смысле служил Мстислав Ростропович, который вёл активную благотворительную деятельность, но почти не говорил об этом. Хотя сегодня, может, и надо об этом говорить. Это правильные поступки. О них нужно рассказывать, чтобы другие подхватывали «эстафетную палочку». Кстати, отвечаю на эти вопросы я по пути в военную часть. Еду выступить перед парнями, вернувшимися из зоны СВО.

Фото из личного архива

На первую зарплату купил маме кольцо

— В Одесском институте вы получили диплом «инженера-технолога машиностроения». Хоть раз в жизни вам пригодились полученные знания?

— По диплому я «магистр технологии машиностроения». Я должен был поступать в аспирантуру. Но параллельно стал писать музыку и сценарии для КВН, окончил одесскую киностудию, вел музыкальную передачу на местном телеканале, играл в театре. Однажды на экзамене я исполнил в разных тональностях песню про принцессу. Профессор, которого все считали глуховатым, услышал мое исполнение и сказал: «Этому парню аспирантура не нужна, пусть едет в театральный институт и там поёт!» Поэтому я отправился в Киевский институт эстрады и поступил на вокальное отделение.

Мой отец в те времена работал директором «Стальзавода». Я получал диплом машиностроителя, чтобы в будущем, по задумке отца, сменить его на этой должности. Но завод в итоге был разрушен. Так что я сделал правильный выбор профессии, на счастье и радость маме, которая в детстве грезила о карьере актрисы. Она много лет собирала фотографии популярных советских актеров, в частности, Алексея Баталова. Однажды мамин учитель игры на аккордеоне пригласил меня принять участие в концерте на вагоностроительном заводе, где я спел «Папа может» и «Ленин такой молодой» на бис раз по шесть каждую. Там же я получил свой первый гонорар — бисквитный торт.

Знания по химии, физике, математике, теоретической механике, сопромату, психологии, философии, литературе не лишние. Без понимания главных законов мироздания невозможно полноценно заниматься творчеством.

Люблю повторять: «Любые знания в жизни не лишние, их за спиной не носить». В конце концов, «Алису в стране чудес» написал математик Льюис Кэрролл. Знания по химии, физике, математике, теоретической механике, сопромату, психологии, философии, литературе не лишние. Без понимания главных законов мироздания невозможно полноценно заниматься творчеством.

— Вы рассказывали, что с 12 лет работаете. С чего начали и где?

— В детстве я был меломаном и коллекционировал почтовые марки. Чтобы не просить деньги у родителей на свои увлечения, в 12 лет устроился работать на почту уборщиком. Помню, на свою первую зарплату купил маме кольцо.

После почтового отделения я перешел на работу в гаражи. Там работа была тяжелее. Несмотря на высокую должность отца, родители нас, детей, не баловали, но поощряли за любой труд по дому и в огороде. Чему я очень рад. Благодарен родителям за правильное воспитание, привитое отношение к труду. На личном примере убедился, что установка «всё лучшее детям» к хорошему не приводит. Дети должны знать цену деньгами и уметь зарабатывать даже в юном возрасте. Отец часто повторял фразу: «Чисто не там, где убирают, и не там, где не сорят, а там, где ты сам убрал». Поэтому дома у меня всегда порядок.

Фото из личного архива

Номер рояля совпадает с датой моего рождения

— Это правда, что у вас есть рояль, который вы возите с собой по съемным квартирам? Чем он вам так дорог?

— В 1984-м я поступил в музыкальную школу. С детства мечтал о белом рояле. Так получилось, что я нашёл Stanway 1910 года выпуска, который покорил меня своим звучанием. Я купил себе этот инструмент, несмотря на то, что он уже тогда стоил, как Rolls Royce, а с годами только дорожает, как скрипки Страдивари. Это моя инвестиция в творчество (улыбается). Удивило, что номер рояля полностью совпадает с датой моего рождения. Кстати, когда приезжаю в гости к коллеге Андрею Гайдуляну, сажусь за его Zimmermann — обычное пианино с фантастическим звучанием — понимаю, что немцы производят лучшие клавишные инструменты.

— В рамках социального проекта вы записали свою песню «В небо летят наши мечты» с детским хором. Работа с дочерью тому причина?

— Отчасти да. Мне стало не хватать общения с дочкой (после развода с супругой — Ред.), совместного с ней творчества. Кстати, песни Миланы (Milana Star — Ред.) очень популярны в Сети. Больше просмотров в YouTube только у группы Open Kids, которую продюсировал как раз Юрий Бардаш. Напомню, что первый клип дочери я снял на обычный фотоаппарат и потратил всего 24 000 рублей.

Проект с детским хором мы делали при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Во время пандемии я снял дом, в котором мы собирались с друзьями музыкантами и писали песни. Во время таких творческих посиделок я и написал песню «В небо летят наши мечты», в которой слышался детский хор. Первая реакция друзей была такой: «Музыка красивая, но кому это надо? Пиши про любовь, получишь хайп и лайки». А я не могу так, на потребу.

По иронии судьбы два успешных продюсера в детской музиндустрии — Гогунский и Бардаш теперь работают вместе. Я написал музыку для песни «В небо летят наши мечты», а Юра работал над клипом для нее. Честно говоря, не жду миллионных просмотров на YouTube, где сегодня творчество россиян банится. В этой работе мне помогли два талантливых музыкальных детских коллектива «Нейна» и «Семицветик». Важно, что эта работа понравилась в первую очередь детям, они тоньше чувствуют какие-то вещи. Я бы хотел, чтобы песня жила еще и потому, что очень скучаю по дочке и хочу заниматься творчеством для детей.

Фото из личного архива

— Вы анонсировали еще одну новую песню «Оревуар» и клип на нее. Вы с кем-то прощаетесь?

— Песня «Оревуар» — моя первая песня, которую мы писали специально для нашего совместного проекта. К сожалению или счастью, мы живем в такое время, что ничто не может оставаться вне контекста того, что происходит сегодня. Песня «Оревуар» — прощание с Парижем, но куда я еще обязательно приеду. Когда-нибудь.

Русофобию, отмену на Западе всего русского, в том числе и нашей классики, экономические санкции — всё это мы достойно переживаем. Как бы мы сегодня не хотели расплеваться с нашими западными «партнерами», наши культуры тесно связаны.

Русофобию, отмену на Западе всего русского, в том числе и нашей классики, экономические санкции — всё это мы достойно переживаем. Как бы мы сегодня не хотели расплеваться с нашими западными «партнерами», наши культуры тесно связаны. Вспомните, насколько очарована была Францией и даже Наполеоном дворянская Россия в 19 веке. Большие куски романа «Война и мир» написаны по-французски...

Французам тоже головы сильно промыли. Поэтому Франция косвенно участвует в боевых действиях на Украине против России. Песня «Оревуар», в том числе и о любви, и о дружбе, и об умении прощать. У нас всегда умели любить, дружить, прощать. И сама песня, и клип на неё получились очень светлыми и добрыми, как мне кажется.