Жерар Депардье: «Мне нравится, когда мною руководит женщина»

Жерар Депардье. © / Григорий Сысоев / РИА Новости

После встречи с Александром Лукашенко он заявил, что с удовольствием пожил бы в Белоруссии «среди крестьян».​ И - улетел в Россию, в Иркутск, куда его вместе с Фанни Ардан - сыграть премьерный спектакль - пригласил на свой фестиваль «Звёзды на Байкале» пианист Денис Мацуев. Перед началом действа у корреспондента «АиФ» появилась возможность побеседовать с Депардье.    
   

Звучание тишины

Дарья Галеева, «АиФ»: Господин Депардье, почему для фестиваля «Звёзды на Байкале» вы выбрали именно эту пьесу? 

Жерар Депардье: Этот спектакль - «Музыка» - очень созвучен с тем, о чём говорил Денис Мацуев, рассказывая о манере игры Рихтера: сначала - долгое ожидание, а потом кульминация - нота соль. Это история разведённой пары, которая встретилась после разлуки... Понимаете, любые отношения, любовь - это всегда музыка. Маргерит Дюрас, написавшая пьесу, - очень особенный автор в этом смысле. У неё есть чувствительность, присущая именно музыкантам. В спектакль вплетены моменты тишины или тихого голоса, и это тот случай, когда тишина многозначна. 

- Режиссёр спектакля и ваш партнёр по площадке - Фанни Ардан. Легко ли работать под руководством женщины? 

- Фанни - невероятный партнёр по сцене: такая мягкая, по­слушная, прекрасная. Но когда она становится режиссёром, то превращается в подобие Валерия Гергиева. Она становится очень сильной, жёсткой. И непременно получает то, что ей от вас нужно.

Мне очень нравится, когда режиссёр - женщина. Вообще нравится, когда мною руководит женщина! Мы сделали уже 6 фильмов с драматургом Маргерит Дюрас, и мне кажется, что у представительницы прекрасного пола всегда есть смелость, возможность соблазнять и мощная сила, которая позволяет ей командовать. У меня были и русские, и английские режиссёры-женщины, и я уверен, что женская режиссура интереснее мужской, потому что иногда у женщин, что называется, крепче яйца. (Смеётся.)

Защитить своё

- Россияне любят французские фильмы за то, что они сняты с большим вкусом, чувственностью и тонким юмором. А как бы вы сегодня оценили французский и русский кинематограф?      
   

- С появлением эры Интернета очень многое изменилось. Сейчас мы всё чаще видим фильмы, которые больше похожи на клипы. Или же большие зрелищные картины, главные герои которых - выдуманные персонажи типа Бэтмена. Это многим интересно, несмотря на то что там огромное количество насилия. Зачастую обилие таких фильмов совершенно не оставляет места для исторического кино или небольших картин о любви, таких как фильм «Соседка», который все любят и в котором как раз мы играли вместе с Фанни Ардан. Или как другие картины Франсуа Трюфо

Американцы заполонили экраны, и многие даже не знают, что в такой стране, как, например, Нигерия, производят по 800 фильмов в год. Американская киноиндустрия достигает своей цели, потому что молодые люди потребляют не только их кино, но и огромное количество американской продукции типа колы. Однако эта индустриализация кинематографа приводит к тому, что всё становится до жути одинаковым, и здесь очень важно защищать свою культуру. 

Особенно это актуально для России. У вас богатейшая культура - и музыка, и кино. Когда вы смотрите «Александра Невского» и другие ленты Эйзенштейна с прекрасной музыкой Прокофьева, на вас это оказывает совершенно другое действие, нежели те чудовищные фильмы про каких-то инопланетян, которые борются непонятно за что. Я люблю фильмы, на которых я могу плакать. А от этой бесконечной американской борьбы я не плачу. Сегодня очень важно сохранить культурную идентичность. В России были такие потрясающие режиссёры, как Тарковский. Его вообще нужно крутить на экранах всё время. 

Недавно я посмотрел фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловского. Это чудесное кино, но на него очень трудно привести людей в зал. Однако я уверен, что очень важно смотреть эти фильмы и приводить детей в кинотеатры именно на них. 

Жерар Депардье в оздоровительном центре «Сосновая» в Минской области. Фото: РИА Новости/ Виктор Толочко

- В Сибири вы впервые. Как впечатления?

- Сибирь я видел в фильме Михалкова «Сибирский цирюльник», и, конечно, моей мечтой было сюда приехать и увидеть всё своими глазами. У нас в голове есть какие-то штампы о разных местах в мире. Например, мы думаем, что здесь должны быть большие поля, или мы что-то читали о ГУЛАГе и представляли себе эти места так, как они описаны в литературе. Но я должен вам сказать, что красота, которую я здесь увидел, превосходит всё, что я мог себе придумать, - красота этих лесов, озера Байкал.

Мне кажется, что Сибирь - это та часть Земли, в которой хорошо жить. Доказательство этому - опыт  француза Сильвана Тессона, который поселился в маленьком домике в сибирской тайге. И уж точно теперь подумываю о том, чтобы приехать сюда вновь и побыть подольше. 

А ещё не могу не отметить мужество Дениса Мацуева - он привозит сюда, в Иркутск, музыкантов со всего мира, «перемешивает» великих исполнителей и знакомит их друг с другом. А исполнителям из разных стран безумно важно узнавать своих коллег, смотреть, кто как работает. Потому что, например, Рихтер, насколько я знаю, не имел возможности ездить, путешествовать; очень мало ино­странцев видели, как он играет. И это огромная потеря для мира.