После встречи с Александром Лукашенко он заявил, что с удовольствием пожил бы в Белоруссии «среди крестьян». И - улетел в Россию, в Иркутск, куда его вместе с Фанни Ардан - сыграть премьерный спектакль - пригласил на свой фестиваль «Звёзды на Байкале» пианист Денис Мацуев. Перед началом действа у корреспондента «АиФ» появилась возможность побеседовать с Депардье.
Звучание тишины
Дарья Галеева, «АиФ»: Господин Депардье, почему для фестиваля «Звёзды на Байкале» вы выбрали именно эту пьесу?
Жерар Депардье: Этот спектакль - «Музыка» - очень созвучен с тем, о чём говорил Денис Мацуев, рассказывая о манере игры Рихтера: сначала - долгое ожидание, а потом кульминация - нота соль. Это история разведённой пары, которая встретилась после разлуки... Понимаете, любые отношения, любовь - это всегда музыка. Маргерит Дюрас, написавшая пьесу, - очень особенный автор в этом смысле. У неё есть чувствительность, присущая именно музыкантам. В спектакль вплетены моменты тишины или тихого голоса, и это тот случай, когда тишина многозначна.
- Режиссёр спектакля и ваш партнёр по площадке - Фанни Ардан. Легко ли работать под руководством женщины?
- Фанни - невероятный партнёр по сцене: такая мягкая, послушная, прекрасная. Но когда она становится режиссёром, то превращается в подобие Валерия Гергиева. Она становится очень сильной, жёсткой. И непременно получает то, что ей от вас нужно.
Защитить своё
- Россияне любят французские фильмы за то, что они сняты с большим вкусом, чувственностью и тонким юмором. А как бы вы сегодня оценили французский и русский кинематограф?
- С появлением эры Интернета очень многое изменилось. Сейчас мы всё чаще видим фильмы, которые больше похожи на клипы. Или же большие зрелищные картины, главные герои которых - выдуманные персонажи типа Бэтмена. Это многим интересно, несмотря на то что там огромное количество насилия. Зачастую обилие таких фильмов совершенно не оставляет места для исторического кино или небольших картин о любви, таких как фильм «Соседка», который все любят и в котором как раз мы играли вместе с Фанни Ардан. Или как другие картины Франсуа Трюфо.
Американцы заполонили экраны, и многие даже не знают, что в такой стране, как, например, Нигерия, производят по 800 фильмов в год. Американская киноиндустрия достигает своей цели, потому что молодые люди потребляют не только их кино, но и огромное количество американской продукции типа колы. Однако эта индустриализация кинематографа приводит к тому, что всё становится до жути одинаковым, и здесь очень важно защищать свою культуру.
Особенно это актуально для России. У вас богатейшая культура - и музыка, и кино. Когда вы смотрите «Александра Невского» и другие ленты Эйзенштейна с прекрасной музыкой Прокофьева, на вас это оказывает совершенно другое действие, нежели те чудовищные фильмы про каких-то инопланетян, которые борются непонятно за что. Я люблю фильмы, на которых я могу плакать. А от этой бесконечной американской борьбы я не плачу. Сегодня очень важно сохранить культурную идентичность. В России были такие потрясающие режиссёры, как Тарковский. Его вообще нужно крутить на экранах всё время.
Недавно я посмотрел фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловского. Это чудесное кино, но на него очень трудно привести людей в зал. Однако я уверен, что очень важно смотреть эти фильмы и приводить детей в кинотеатры именно на них.
- В Сибири вы впервые. Как впечатления?
- Сибирь я видел в фильме Михалкова «Сибирский цирюльник», и, конечно, моей мечтой было сюда приехать и увидеть всё своими глазами. У нас в голове есть какие-то штампы о разных местах в мире. Например, мы думаем, что здесь должны быть большие поля, или мы что-то читали о ГУЛАГе и представляли себе эти места так, как они описаны в литературе. Но я должен вам сказать, что красота, которую я здесь увидел, превосходит всё, что я мог себе придумать, - красота этих лесов, озера Байкал.
Мне кажется, что Сибирь - это та часть Земли, в которой хорошо жить. Доказательство этому - опыт француза Сильвана Тессона, который поселился в маленьком домике в сибирской тайге. И уж точно теперь подумываю о том, чтобы приехать сюда вновь и побыть подольше.
А ещё не могу не отметить мужество Дениса Мацуева - он привозит сюда, в Иркутск, музыкантов со всего мира, «перемешивает» великих исполнителей и знакомит их друг с другом. А исполнителям из разных стран безумно важно узнавать своих коллег, смотреть, кто как работает. Потому что, например, Рихтер, насколько я знаю, не имел возможности ездить, путешествовать; очень мало иностранцев видели, как он играет. И это огромная потеря для мира.