Женился на нелюбимой, всю жизнь тосковал по России. Драма Олега Видова

Олег Видов. 1973 г. © / Галина Кмит / РИА Новости

Киноактёр, кинорежиссёр, заслуженный артист РСФСР Олег Видов, которому 11 июня исполнилось бы 80 лет, прославился после картины «Всадник без головы», где сыграл главную роль. Но на пике славы уехал из Союза.

   
   

Детство закончилось в 14 лет

Видов родился 11 июня 1943 года в деревне Филимонки Московской области (ныне этот район входит в состав Москвы) в семье учительницы и экономиста. В раннем детстве отец ушёл к другой женщине и редко общался с сыном. Олега воспитывали мама и тётя Нюта, руководительница самодеятельного театра. Она и привила любимому племяннику Олежеку любовь к сцене и искусству.

На уходе отца неприятности в семье не закончились. Мать получила инвалидность, поэтому в 14 лет Олегу пришлось взять на себя содержание семьи — окончив 8 классов средней школы, он трудился помощником повара, потом пошел на стройку Останкинской телебашни грузчиком, затем устроился кладовщиком. В 1960 году Видов вновь резко поменял работу и пошёл трудиться санитаром. Параллельно закончил вечернюю школу рабочей молодёжи. И все это время мечтал поступить учиться «на артиста».

Судьба была к нему благосклонна: в 1962 году Видов поступает во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на актёрский факультет. Еще будучи студентом, он начинает сниматься. Самые известные из них — роль Владимира в картине режиссёра Владимира Басова «Метель» по повести Пушкина, Медведь в сказке Эраста Гарина «Обыкновенное чудо» и князь Гвидон в картине Александра Птушко «Сказка о царе Салтане». Из одного только этого списка становится понятно, что режиссеры вовсю эксплуатировали эффектную внешность молодого актера.

Режиссер Александр Птушко и исполнители главных ролей в фильме «Сказка о царе Салтане» актеры Оксана Рябинкина и Олег Видов. 1966 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Превратился в «актёра второго сорта»

Дальше были не менее звездные роли — «Красная мантия», «Москва, любовь моя» и наконец — «Всадник без головы»... Видов стал для советских зрителей главным романтическим героем, воплощением всего русского, юношей с задумчивым голубооким взором. Каково же было удивление многих поклонников актера, когда они узнали, что их любимец покинул СССР. В то время невозможно было уехать из Союза «просто так», поэтому путь за границу он прокладывал через браки с иностранками. В 1983 года актер женился на гражданке Югославии Верице Иованович, получил гостевую визу и уехал в Югославию. В 1985 году, после развода с Верицей, переехал в Австрию, где оформил документы с правом проживания на год. В 1985 году он женился на американке и переехал в США, сказав, что в Союзе ему «стало давно тесно».

Спустя годы после эмиграции корреспондент aif.ru встретился с любимцем миллионов советских женщин в 2007 году в США — Видов тогда жил в Лос-Анджелесе в районе Санта-Моника в особняке в горной части Малибу. Снимался в Америке он крайне мало, честно признавшись, что в Голливуде русские артисты считались «актёрами второго сорта», главные роли в кассовых картинах им никто не давал. Яркая роль за рубежом у него была разве что одна — в 1989 году Видов сыграл Отто в ленте Залмана Кинга «Дикая орхидея», его партнёром был Микки Рурк.

   
   

Дом Видова точно передавал настроение его хозяина — на кухне стоял огромный шкаф, набитый фигурками гжели, все книжные стеллажи были заставлены русской классикой и книгами русских историков и философов.

Его тогдашняя жена, американская журналистка Джоан Борстен, хлопотала вокруг Видова. Все, что подавалось к столу, анонсировалась: «without sugar», «without fat» (без сахара, нежирное) — из-за болезни головного мозга артисту многое было нельзя. Но было заметно, что несмотря на невероятную заботу супруги, искренне переживавшей за Олега, несмотря на внешний достаток, Видов тоскует по Родине, постоянно сбиваясь на разговоры только о России. Он не скрывал, что женился без особой любви — любила в этой паре одна Джоан.

«Джоан не знала, что я известный актёр, — рассказывал aif.ru артист. — Мы с ней познакомились в Риме. Я только-только убежал из Советского Союза — страшный, мучительный шаг для русского человека... Но я уже задыхался в Москве: почему мне как актёру постоянно перекрывали воздух?! В общем, в момент встречи с Джоан я был не звездой, а затюканным, измученным человеком. Потом Джоан говорила: «Олег ходил за мной и рассказывал свою историю жизни. А мне уже начали звонить из редакции: „Где же твоё интервью с Феллини, ради которого ты поехала в Рим?“ Я ей мешал его закончить. (Смеётся.) Джоан всегда внимательно-внимательно слушала мой плохой английский и смотрела на меня такими добрыми глазами. Эти качества — душевность, желание понять, помочь — подкупили меня. Вместе мы уже многие годы, вместе ведём наши дела. Знаю, Джоан никогда меня не подведёт. Она предугадывает мои желания. Год назад подарила мне ко дню рождения один из каналов российского телевидения. Я с таким удовольствием смотрю наши старые фильмы, где все мы были молодыми».

О сыне узнал случайно

Было видно, что к жене Видов относится не как к музе, любимой женщине, а как к другу и сестре. «Жена должна быть и партнёром, и умным собеседником. Я в своё время сказал сыну: „Серёжа, женишься на дуре — вокруг тебя будут бегать глупые дети“. К сожалению, с Джоан у нас нет детей. Поэтому я решил привезти сюда Серёжу. Он из Одессы. Мама у него врач. О его существовании я узнал очень поздно. Мне позвонил мой друг и сказал „Мальчишка на тебя похож“. (Пауза.) Это целая история, не хочу её рассказывать, чтобы никого не ранить. Я вызвал сюда Серёжу, когда ему было 16 лет. Он стал с нами жить, учить английский, пошёл в школу, поступил в институт. Должен закончить его в следующем году, долго тянет. Он компьютерщик. Несколько лет назад сын познакомился с красивой серьёзной девушкой. Разговорились. Она: „У вас какой-то странный акцент“. — „Я русский“. — „Я тоже“. У них родился сын Сэми. Я его называю Сёмкин-Помкин или Дядя Сэм. Я счастлив, что у нас с Джоан есть внук».

Перед интервью Видов сказал, что в доме протекает крыша и нужно её починить. Занимался Видов всем сам. «Вы, актёр, сами этим будете заниматься?!» — спросила я его. «Конечно, голубушка! Видите подстриженный сад, ухоженный огород? А куда деваться? Я — нормальный русский мужик, который всё умеет делать. Это у Мела Гибсона — целый штат прислуги. А я здесь не звезда, а изредка работающий актёр».

При внешней красоте и таланте в последние годы жизни в Америке он не снимался даже в эпизодах, а в России о нем уже забыли режиссеры. А вспомнили на родине о нем, увы, в связи с большим скандалом — как выяснилось, фирме, которую создали Видов и его жена, удалось получить права на мультфильмы из золотой коллекции «Союзмультфильма», среди которых были «Щелкунчик», «Ну, погоди...» и др. Видов озвучивал и адаптировал их для американского проката. История оказалась запутанной, и Видов из любимого актера в народном сознании превратился в спекулянта на нашем культурном наследии. Скандалы полыхали до 2007 г., пока права на мультфильмы не выкупил Алишер Усманов.

Скончался Олег Видов 15 мая 2017 года на 74-м году жизни в США. Причиной смерти были осложнения множественной миеломы, диагностированной в 2010 году в России, когда актёр приезжал на родину. Похоронен он года на кладбище Hollywood Forever («Голливуд навсегда») в Голливуде.