На 80-м году жизни скончалась советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР Инна Чурикова. Об этом сообщил директор театра «Ленком» Марк Варшавер.
Инна Чурикова родилась 5 октября 1943 года. Она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина, с 1975 года работала в театре «Ленком» и много снималась в кино. Рассказываем о самых известных ролях Чуриковой.
«Морозко», 1964
Сказка Александра Роу, конечно, уступает предыдущим работам Чуриковой. Во время учебы в Щепкинском училище в её фильмографии был, например, фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» — но там роль у неё была совсем небольшой, она сыграла девушку, рисующую лошадь. В «Морозко» же у начинающей актрисы роль была значительно больше — сводная сестра главной героини, дочь злой мачехи. Все прекрасно помнят, что Марфушеньку-душеньку готовят выгодно пристроить замуж вместо какой-то Настеньки. Конечно, для актрис подобные роли не всегда выгодны, но Роу не зря всегда занимался сказками — и не слишком приятную во всех отношениях Марфу зритель всё равно заметил и оценил.
«Начало», 1970
В 1965-м Чурикова окончила училище, но валом предложений похвастаться не могла. Ещё раз поработала с Данелией («Тридцать три»), дважды снялась у Эдмонда Кеосаяна («Стряпуха», «Неуловимые мстители»). Но «та самая» роль ждала её в картине начинающего режиссера Глеба Панфилова. С Панфиловым она тоже уже работала — сыграла главную роль санитарки времен Гражданской войны в его дипломной работе «В огне брода нет», которая, правда, прошла незамеченной. В «Начале» Панфилов фактически перенес на экран историю своих отношений с этой актрисой. Чурикова играет ткачиху со своеобразной внешностью, которая получает приглашение на роль Жанны д’Арк — и никто не может понять, что в этой девушке разглядел постановщик. Фильм ждал настоящий успех — награды Венецианского фестиваля получили Панфилов и Чурикова, которая также стала лучшей актрисой года в СССР по опросу журнала «Советский Экран», а создатели картины были удостоены премии ВЛКСМ. Для режиссера и актрисы «Начало» также стало началом — во время работы над картиной они поженились, и в дальнейшем Чурикова постоянно снималась у Панфилова — например, в «Вассе», «Теме» и «Прошу слова».
«Тот самый Мюнхгаузен», 1979
Звездой этой трагикомедии был, конечно, Олег Янковский, сыгравший «того самого Мюнхгаузена». Но Марк Захаров собрал в картине такой актерский состав, что даже в эпизодах снимались народные артисты, любимые всей страной. И Чурикова очень достойно показала себя в этом царском окружении — её Якобина фон Мюнхгаузен, жена барона, была властной, но очень ранимой женщиной, которая остро переживает разрыв с любимым мужчиной.
«Курьер», 1986
Картина Карена Шахназарова — одно из главных кинособытий перестройки. История молодого человека, который пытается найти своё место в жизни, но сталкивается с сословным советским обществом, нашла отклик у зрителей — «Курьер» стал лучшим фильмом года и одним из лидеров проката того времени. Чурикова сыграла мать главного героя — женщину среднего возраста, тяжело переживающую развод, но поддерживающую сына во всем.
«Ширли-мырли», 1995
Героини Чуриковой в «Курьере» и в фарсе Владимира Меньшова чем-то похожи — одинокие женщины, на которых давит груз прошлого. Но если у Шахназарова всё было серьезно, то Меньшов в «Ширли-мырли» превратил роль Чуриковой в комедийную, но актриса — а у неё уже было звание народной — подошла к ней со всей ответственностью и отчаянием.
«Иван Денисович», 2021
Последним фильмом в карьере Чуриковой стала экранизация рассказа Александра Солженицына, в котором она словно вернулась на много лет назад. Картину снял её муж Глеб Панфилов, главную роль играл сын Олега Янковского — Филипп. Впрочем, роль у актрисы была совсем небольшая — на момент съёмок ей было около 75 лет, она сыграла старицу-мать, что-то вроде ангела-хранителя.