Снятая на рубеже 1960-х — 1970-х киноэпопея «Освобождение» не имеет аналогов в мировом кинематографе. Ключевые события Великой Отечественной войны в этих фильмах были воссозданы так, будто речь шла не о художественном, а о документальном кино.
По-настоящему великое кино о великой войне
Режиссер Юрий Озеров сам прошел через горнило войны, сражался на 1-м и 4-м Украинских, 2-м и 3-м Белорусских фронтах, участвовал во взятии Кенигсберга.
До войны Озеров был студентом ГИТИСа и на фронте дал себе зарок: если уцелеет, то снимет кино о пережитом. Спустя два десятка лет его утвердили режиссером масштабного кинопроекта, который охватывал период от битвы на Курской дуге до взятия Берлина.
Для создания киноэпопеи были задействованы уникальные силы и средства. Завод в Харькове выполнял специальный заказ по переделке советских танков в немецкие для нужд съемочной группы. В массовых сценах использовались целые армейские подразделения. В Берлине съемочная группа работала в реальных руинах, оставшихся от военного периода, местные власти даже отложили на полтора месяца запланированный снос, чтобы дать Юрию Озерову снять все задуманное. Настоящие Т-34 в столице ГДР стреляли холостыми в кадре так, что в домах вылетали стекла вместе с рамами.
Усилия полностью оправдались. «Освобождение» было показано в 125 странах мира, его аудитория составила более 400 миллионов человек.
Категорический отказ
В картине задействованы более 50 реальных исторических персонажей. С утверждением кандидатур на роди советских полководцев Озерову пришлось непросто, ведь на тот момент были живы многие реальные прототипы, которые достаточно ревниво следили за своими «кинокопиями».
С гитлеровскими вождями, на первый взгляд, все проще: они по понятным причинам ничего возразить не могли. Но Озерову нужны были яркие образы, которые не казались бы картонными и ходульными на общем фоне стремящейся к максимальному правдоподобию эпопеи.
Главное зло — Гитлера — Озеров решил искать в Германии. Незадолго до этого в советский прокат вышел фильм производства ГДР «Замерзшие молнии», в котором фюрера сыграл Фриц Диц. Режиссер отправил немцу предложение принять участие в картине, на что получил категорический отказ. Диц считал злой иронией судьбы тот факт, что образ Гитлера столь настойчиво преследовал его: вождя Третьего рейха он ненавидел всей душой.
«Я прожил всю свою жизнь под красным знаменем»
Фриц родился в феврале 1901 года в Майнингене в обычной трудовой семье. Его отец рано умер, мать одна растила троих детей, и уже с 9 лет мальчику приходилось зарабатывать себе на жизнь.
Освоив профессию электрика, Фриц, однако, мечтал играть в театре. В 1920 году он поступил в Высшую школу театрального искусства, после окончания которой стал выступать в различных немецких театрах.
«Я прожил всю свою жизнь под красным знаменем», — рассказывал Диц на склоне лет. Симпатизируя левым, он долго не вступал ни в одну из партий. Партбилет Компартии Германии он получил в самый критический момент: в 1932 году, когда к власти уже рвались нацисты. Но еще до этого с подмостков театров и кабаре, в которых он выступал, Диц провозглашал лозунг: «Выбирать Гитлера — значит выбирать войну!» Понятно, что активистам НСДАП подобное не нравилось. Порой Дицу приходилось пускать в ход кулаки, отбиваясь от штурмовиков.
А после прихода нацистов к власти актер оказался на волосок от гибели. У него дома проходили обыски, его многократно вызывали на допросы. Диц ждал ареста со дня на день, но его все не было. В репертуаре артиста был одна максимально рискованная шутка. Выходя на подмостки кабаре, он восклицал, вскидывая руку: «Хайль!» Сторонники Гитлера в зале вскакивали, повторяя жест, а Диц спокойно продолжал: «Вот на такую высоту умеет прыгать моя любимая собака!»
«Это серьезное партийное задание»
Об издевках Дица знал сам Гитлер, и министр пропаганды Геббельс собирался принудить актера к покаянию. Он считал, что человек из театрального мира не выдержит побои и допросы и согласится покаяться перед фюрером на любых условиях.
Но пролетарское детство Дица сделало его устойчивым к любым испытаниям. В 1935 году он вместе с женой эмигрировал в Швейцарию. Как его выпустили? Возможно, накануне запланированной на 1936 год Олимпиады в Берлине нацисты решили, что дать уехать известному актеру для них будет выгоднее с точки зрения имиджа.
В 1940-х годах в Швейцарии Диц возглавлял местное отделение антифашистской организации «Свободная Германия», отвечая за связи коммунистов с представителями других сил, оппозиционных Гитлеру.
В родной Майнинген, находившийся в советской зоне оккупации, Диц вернулся в 1946 году. В 1946–1954 годах он был главным режиссёром Майнингенского театра, а с 1947 года — одновременно и интендантом. В 1954-1958 годах занимал пост главного интенданта театра земли Галле, где поставил, в частности, пьесу Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и её дети».
В 1950-х годах в ГДР снимали фильм о лидере немецких коммунистов Эрнсте Тельмане, погибшем в гитлеровском концлагере. Обойтись в этом фильме без Гитлера было нельзя. И тут вспомнили, что в 1930-х годах на сцене кабаре Диц делал довольно успешные пародии на лидера нацистов. Когда актеру предложили роль Гитлера, он пришел в ярость и заявил, что никогда не будет изображать ненавистного ему человека.
Исчерпав все другие методы воздействия, его вызвали на прием к лидеру ГДР Вальтеру Ульбрихту. Тот решил поговорить с Дицем как коммунист с коммунистом. «Товарищ Диц, — говорил Ульбрихт, — это важное партийное поручение. Гитлер на экране должен выглядеть не пародией, а серьезным противником, фигурой, которая сумела переманить на свою сторону значительную часть пролетариата и крестьянства. Люди должны видеть, с каким врагом мы боролись».
После этого Диц согласился. Его Гитлер получился очень убедительным, настоящим демоном зла, сгустком темной энергии. Актер сознательно не стал искать какого-то внутреннего оправдания своему герою. Он хотел, чтобы Гитлер на экране пугал и отталкивал.
«Было желание залезть под стол»
К огорчению Дица, после первого успеха его буквально завалили предложениями сыграть фюрера в театре и в кино. Отказываться от партийного поручения было нельзя, и он продолжал свою непростую миссию.
Но от предложения из СССР отказался наотрез: ну сколько можно? И снова его вызвали в ЦК, где объяснили: советские товарищи снимают проект международного значения, и если им нужен товарищ Диц в качестве Гитлера, то нужно пересилить отвращение.
Члены съемочной группы «Освобождения» вспоминали, что в преображении Дица было нечто мистическое. Мягкий, добродушный, компанейский в жизни, в кадре Диц действительно становился Гитлером, одержимым маньяком, стремящимся к покорению мира и уничтожению «неполноценных народов». А затем, выходя из образа, возвращался к своему обычному состоянию.
Озеров был в восторге от игры Дица. В «Освобождении» немецкий актер прошел путь своего персонажа до конца — вплоть до суицида в бункере рейхсканцелярии.
«По наследству» от Озерова Диц-Гитлер достался и Татьяне Лиозновой в «Семнадцати мгновениях весны». Юрий Визбор, игравший в этом фильме Бормана, признавался, что от игры Фрица Дица ему становилось не по себе. «Когда снимали сцену в бункере, и Диц начал произносить монолог, честно говоря, было огромное желание спрятаться под столом, настолько правдоподобен был его Гитлер», — вспоминал Визбор.
Почетный гражданин
Отечественному зрителю трудно будет поверить, но в ГДР Диц даже в немолодом возрасте был любимцем женщин: они знали его в других ролях, где актер был великолепен в амплуа героя-любовника. Даже когда ему было за 70, Фрица Дица у театра встречали восторженные поклонницы комсомольского возраста.
Сегодня считается, что Диц является лучшим исполнителем роли Адольфа Гитлера в кино в XX веке.
«Самое главное в моей жизни, — говорил Фриц Диц на юбилейных торжествах, — не то, что я сыграл Гитлера или кого-то еще, а то, что я германский пролетарий, проживший всю жизнь под красным флагом и красной звездой».
Актер умер в 1979 году. При жизни ему было присвоено звание почетного гражданина родного города. После падения ГДР в Германии произошли значительные изменения, но местные власти сохранили за Фрицем Дицем звание почетного гражданина. Его по-прежнему помнят и уважают.