Так получается, что зрители хорошо помнят тех актеров, которые на виду, которые или часто снимаются, или часто появляются на экранах в повторных показах бессмертной классики. И если артист долго не получает новых ролей, а фильмы с ним редко крутят по телевизору, он словно исчезает из людской памяти. Эта история произошла и с кинозвездой 60-х, актрисой из эпопеи «Тени исчезают в полдень» Александрой Завьяловой.
«Вы очень много будете сниматься»
Александра Завьялова родилась 4 февраля 1936 года в самой обычной семье — её родители были крестьянами из тамбовского села Титовка. Училась в Ленинграде, в театральном институте имени Островского; должна была поехать по распределению в Барнаул, но испугалась ехать в такую даль и даже написала в тот театр письмо с просьбой отказать ей в вакансии. Эта история попала в центральную прессу, что в те годы могло бы завершить ещё не начавшуюся карьеру любого артиста, но Завьяловой повезло. После всех эти злоключений она устроилась в театр белорусского Бреста.
Но проработала она там лишь год — режиссер Александр Зархи позвал актрису в свой фильм «Люди на мосту»; он же предсказал, что её ждет большое будущее: «Вы очень много будете сниматься. Станете популярной и любимой».
Зархи оказался провидцем. Буквально за три года Завьялова снялась сразу в нескольких картинах — «Песня о Кольцове», «Алёшкина любовь», «Ждите писем», «Будни и праздники». Такого прорыва, как, например, у Людмилы Гурченко с «Карнавальной ночью», правда, не случилось, но зрители и коллеги заметили молодую, красивую и талантливую актрису. Её даже пригласили в Малый театр, но она влюбилась в ленинградского художника и переехала к нему; любовь вскоре закончилась, а вот в городе на Неве Завьялова прожила до конца своей жизни.
Когда исчезают тени?
Многосерийный фильм режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского — это экранизация романа-эпопеи одного из самых известных советских писателей Анатолия Иванова. Повествование охватывает десятилетие — с дореволюционных лет до послевоенного времени. Положительных героев играли Петр Вельяминов и Нина Русланова, а Александре Завьяловой досталась роль злодейки — она играла наследницу богатых сибирских промышленников Серафиму Клычкову, которой после Октябрьской революции пришлось жить под чужим именем (Пистемея Морозова) и вредить советской власти.
Роль получилась яркой, зрители в своих письмах на телевидение на полном серьезе проклинали «злодейку», но самой Завьяловой далась очень трудно.
«В ней я всю себя выложила! Даже поседела во время съемок. От напряжения. В гримерке перед зеркалом выдернула белый, как снег, волос. Это в 33 года! Ужас», — рассказывала она в давнем интервью «Экспресс-газете».
«Ей приходилось очень “ломать” себя на съемках... Непросто все было», — вспоминал в интервью «АиФ» режиссер Владимир Краснопольский.
Депрессия от сильного материала
Удивительно, но эта звездная — пусть и отрицательная — роль стала одновременно и лебединой песней Александры Завьяловой как актрисы кино. Краснопольский говорит: врачи были уверены, что после такого сильного материала в её голове произошли кое-какие сдвиги, началась депрессия.
«Она отказывалась от ролей, стала несколько заторможенной. <...> А перестали приглашать её, потому что она везде была бы Пистемеей. Позже и Вадима Спиридонова, великолепно сыгравшего в “Вечном зове”, воспринимали исключительно как Федора... Успех — палка о двух концах», — рассуждал режиссер.
Впрочем, много позже Завьялова в интервью предположила, что она встала у кого-то на пути.
«Кому-то не нравились мой талант, моя независимость», — говорила она.
Ещё одной версией запрета на профессию, высказанной актрисой, стало её знакомство с американцем Отелло Черезолли, которого вскоре выслали из СССР; но Завьялова, по её признанию, любила своего «Отелло» многие годы. Впрочем, что в этой истории — правда, а что — вымысел, неизвестно.
Смерть от сына
После «Теней...» Завьялова лишь однажды работала в кино — в 1994 году она снялась в крошечной роли в белорусском фильме «Белые одежды». Вернуться в профессию ей это не позволило, хотя в том же 1994-м она наконец стала заслуженной артисткой России — по-хорошему, это звание она должна была получить ещё в начале 70-х.
Потом было лечение в психиатрической клинике, о котором Завьялова вспоминала с ужасом. Её поддерживал бывший муж и отец дочери — тот самый художник Дмитрий Бучкин, из-за которого она ушла из Малого театра; он помогал ей воспитывать детей, помогал и материально — Завьялова жила на мизерную пенсию и дополнительных заработков не имела.
Трагедия случилась 3 февраля 2016 года — за день до 80-летнего юбилея актрисы. Она скончалась от нескольких ножевых ранений; в преступлении был обвинен ее сын. Позже Петр Завьялов был осужден на 8 лет заключения; сейчас он отбывает наказание в Ленинградской области.