«Что есть любовь? Это когда ты живёшь для человека, а он для тебя. У нас с Серёжей было именно так».
Aif.ru вспоминает яркую, но небезоблачную историю любви Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой, которой 22 августа исполнилось бы 95 лет.
Оба красивые, талантливые, аристократичные не по происхождению, но по сути своей, они должны были быть вместе. Хотя дорога навстречу друг к другу оказалась некороткой и совсем непростой.
Поженились Бондарчук и Скобцева, когда ему было 38, ей – 31. Её имя прежде связывали с Алексеем Аджубеем, но, говорят, выскочила она всё-таки за другого. Правда, ненадолго. У него и вовсе за плечами было два брака и двое детей…
Да, были ошибки и грехи в их молодости. Её называли разлучницей, на него наговаривали. Личное дело Скобцевой и Бондарчука разбирали на самом верху – всё-таки он уже был народным артистом… Только нет безгрешных на Земле. Года четыре им пришлось скрывать отношения (хотя кому и когда это удавалось в кинематографическом-то мире?!). И лишь в 1959-м, когда Ирина и Сергей поженились, их оставили в покое. Не все, конечно. Иные до конца дней своих исходили завистью, злобой…
«Сначала задушил, потом женился»
Влюблённым было без разницы, что про них судачат. «За ручку, пошли!» – любил говорить Бондарчук. Главное – они вместе и уже никогда не расстанутся. Об этом перед свадьбой Сергей Фёдорович попросил свою красавицу. Добавив: только давай мне иногда два-три дня… Помолчать.
История их любви изучена словно под микроскопом. Как буквально прикрыл он её собой в толчее троллейбуса, уцепившись за верхний поручень, а она тогда выскочила не на своей остановке, смутившись. И чуть под машину не попала. Как увидел он её живописный портрет на выставке и долго смотрел, не в силах оторваться от зелёных глаз. И снова она сбежала от него. Он ведь был несвободен…
Настоящее большое чувство накрыло их на съёмках фильма «Отелло». Вот уж действительно: замахнулись на «Вильяма нашего», а получили несколько десятилетий крепкого семейного счастья, в котором совместная работа была крайне важна. Даже обязательна. Начиная с судьбоносного для обоих «Отелло», где он (мавр) душил любимую Дездемону. «Сначала задушил, потом женился», – шутил Бондарчук.
Бурный служебный роман разгорелся на съёмках в Крыму. И, может, именно яркая вспышка чувств помогла актёрам сыграть любовь и ревность столь достоверно – до сих пор «Отелло» Юткевича считается едва ли не киноэталоном этой трагедии. Тогда режиссёр в последний момент решил снять ещё сцену венчания, для чего актёров с гримёром и оператором отправили в Ригу. Но то ли ксендза не предупредили о киносъёмке, то ли он что-то недопонял, только обряд был проведён по-настоящему. Выйдя из костёла, Бондарчук бросился к Ирине: «Всё, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься!» А она и не собиралась.
Вернувшись из экспедиции, он показывал знакомым портреты Ирины, сделанные им в Тавриде. Слухи тут же расползлись по Москве. Почтовый ящик жены Бондарчука Инны Макаровой был забит анонимками. Да и сам Сергей Фёдорович признавался, что не может оставить семью с маленькой дочкой. «Вот если бы кто-то собрал мне чемодан…»
Хозяйка корчмы
Во врёмя съёмок ленты «Серёжа» Бондарчук и Скобцева уже были женаты. Как и в фильме. Правда, она ещё ничего не знала о материнстве, а ему не довелось быть отчимом. Это Ирине пришлось в жизни стать мачехой Наташи, даром что поначалу Макарова не разрешала видеться с девочкой. И снова Бондарчук со Скобцевой сыграли так искренне, что читатели «Советского экрана» признали «Серёжу» лучшим фильмом года.
Про киноэпопею «Война и мир», кажется, написано уже всё: и про батальные сцены, и про то, как режиссёр Бондарчук, надорвавшись, чуть не умер. Однако не упомянуть эту совместную работу супругов нельзя. Сергей Фёдорович сыграл Пьера Безухова, Ирина Константиновна – Элен Курагину (Безухову). Лента получилась эпохальной. Для режиссёра, его жены, великой страны СССР. Для всего мира! «Оскар» тому подтверждение. Но не только. В начале работы над фильмом Ирина родила Алёну, а когда съёмки подходили к концу, на свет появился Фёдор. Так и говорили про них коллеги Скобцевой и Бондарчука: «Дети «Войны и мира».
«Борис Годунов», премьера которого состоялась спустя 20 лет, вывела на экран уже всю семью: Алёна облачилась в платье царевны Ксении, Фёдор примерил костюм царевича Фёдора, Борисом Годуновым стал режиссёр и сценарист Сергей Бондарчук. А его верной жене досталась роль хозяйки корчмы.
Хозяйкой Ирина Константиновна была и в семье, где всё подчинялось графику работы Бондарчука. Она вела дом, если надо – забивала гвозди, принимала гостей, читала по ролям сценарии, ездила с супругом в экспедиции. Помогала, поддерживала, подсказывала. Готовила обеды не только мужу, но и членам съёмочной группы.
Она просто любила. А любить – значит жить для другого человека. Не каждый так может. У Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука получилось.