Трудоголик и перфекционист
Ольга Шаблинская, «АиФ.Здоровье»: Юрий Николаевич, на программе «Квартирник» меня поразило, насколько профессионально вы играете на гитаре! Притом что вы самоучка, как утверждаете!
Юрий Стоянов: Ничего эксклюзивного в моей истории нет. Для игры на гитаре, конечно, нужно базовое образование, но мне пришлось компенсировать его трудолюбием и просто большим количеством затраченного времени. Я мог 4 часа один пассаж разучивать. Вместо того чтобы пойти роль Гамлета выучить и сказать: «Готов сыграть Гамлета», – сидел и долбал эту гитару.
А насчёт профессиональности… Я бы сказал так: «Играю эффектно. Я же артист!» Так что я свою игру назвал бы внешними проявлениями виртуозности, а не виртуозностью как таковой.
– Вы не раз говорили, что вы трудоголик и перфекционист. Но иногда вы всё же отдыхаете? Что для вас отдых?
– В разные годы было по-разному. У меня были периоды, когда я к отдыху относился как к простою – времени, когда просто не положено работать. Но с годами я начал понимать, что любить себя – это не проявление эгоизма.
Потому что заботиться о себе ты вынужден ради тех, кто рядом с тобой. Ты обязан себя беречь, ты обязан отдохнуть, ты обязан подготовиться к очень непростому сезону, который тебе предстоит. Я должен быть в форме, потому что я отвечаю за многих людей.
А сейчас отдых для меня – это возможность побыть с семьёй, уехать куда-нибудь далеко.
– Спорт помогает мозги разгрузить?
– Когда-то я очень серьёзно занимался фехтованием, стал мастером спорта. А все бывшие спортсмены в зрелом возрасте находятся в очень сложных отношениях со спортом. Ведь, для того чтобы поддерживать себя в хорошей форме, надо создавать почти такие же нагрузки, какие были раньше. А это невозможно повторить, потому что это издевательство над организмом. Поэтому говорить сейчас со мной о спорте абсолютно бессмысленно. Единственное, что я делаю, – немного хожу. А ещё стараюсь ежедневно проплывать 1 км в бассейне – и всё.
– А вредные привычки у вас есть?
– Я не могу бросить курить и всегда ищу себе какие-то оправдания. Даже как-то с одним батюшкой говорил: «Не могу бросить курить – и всё». Он: «Ну не бросишь ведь?» Я говорю: «Не-а, не брошу». – «Тогда сделай так: выкурил сигаретку – только с удовольствием! – и скажи: «Господи, спасибо, мне так вкусно было». И во вред не пойдёт». Но зато я не пью, этот порок мне неизвестен вообще.
– Считается, что пристрастие к алкоголю очень распространено в актёрской среде.
– Какая глупость! Это всего лишь штамп. Я в этой профессии больше 40 лет и видел разных артистов – и отношение к алкоголю у всех разное. Я вырос в семье врачей и учителей. Вообще у меня в роду три линии – рабочие, крестьяне и интеллигенция в первом поколении. Так вот, не могу сказать, что в актёрской среде пьющих людей больше, чем среди врачей или рабочих. Просто актёры всегда на виду, и, если кто-то позволяет себе лишнего, об этом моментально узнаёт вся страна.
Вечно влюблённый
– Слышала, что родители отдали вас в фехтование, потому что вы сильно растолстели после желтухи. Это правда?
– Да, я решил заниматься спортом, когда после желтухи начались проблемы с обменом веществ. До этого был очень худым ребёнком, а потом меня резко разнесло. Всё думал, у меня такие красивые родители, а с мальчиком им не повезло. Но в фехтование меня никто не отдавал, я сам пошёл. Долго выбирал между этим видом спорта и боксом. Сейчас думаю: какое же счастье, что я не пошёл на бокс. Представляю мою смазливую физиономию с переломанным носом и отбитыми ушами… Я бы тогда Модеста, своего известного персонажа с дефектом речи из «Городка», играл без грима.
– Вы же ещё влюбились тогда в девочку-одноклассницу…
– Я влюблялся всегда – это моё перманентное состояние. Когда я начал заниматься фехтованием, стал очень быстро худеть. Но я не почувствовал особых перемен в своей жизни. Как-то не сумел воспользоваться своей стройностью.
Тучный Гамлет
– Фехтование как-то пригодилось вам в жизни?
– До 60 лет абсолютно не пригождалось. Хотя, казалось бы, этот вид спорта мог бы быть полезен актёру – мало ли, придётся сыграть в историческом фильме или спектакле. Но я ни разу не держал клинка ни в кадре, ни на сцене.
И, только когда мы придумали спектакль «Спасти рядового «Гамлета», спортивное прошлое мне пригодилось. Там в конце фехтовальный бой. У Гертруды есть такой текст в пьесе: «Ах, Гамлет, он тучен и одышлив». Я говорю: «Давайте я буду вторым в истории артистом, который будет полностью соответствовать шекспировской формулировке». Первым был Ричард Бёрбедж, говорят, что когда Шекспир увидел его на сцене, он понял, что нужно обязательно вставить эту фразу в пьесу.
Так вот, в конце спектакля я фехтую сразу с четырьмя молодыми спортивными ребятами и всех их побеждаю. А потом сам падаю, но не потому, что меня кто-то убил, а просто от усталости.
Для спектакля мы очень долго искали настоящие клинки. В результате пришлось заказывать их в США у одного специалиста по историческому бою. Наши клинки не имеют ничего общего со спортивным оружием. У нас шпаги весят по два с лишним килограмма, тяжёлые, здоровые, ими действительно можно убить человека. Вот я придумал на свою голову! Оно мне надо было в 60 лет?! Так что там очень серьёзный бой!
– Назовите три свои сильные черты характера. И какие у вас есть слабости, как вы считаете?
– Первая слабость – это вспыльчивость, я могу легко взорваться. А ещё я очень не люблю доказывать что-то кому-либо. Это моя вторая слабая черта в профессии, ведь иногда нужно уметь отстаивать свою точку зрения. И третья моя профессиональная слабость – не умею играть любовь и дружбу с несимпатичными мне людьми.
А достоинства мои… Мне кажется, я могу увлечь людей какой-то идеей. Ещё я очень хорошо чувствую зрителя и никогда не играю для рецензентов и критиков. Помню, как два критика на одном очень скучном спектакле одного очень известного режиссёра сидели со мной и проспали почти всю постановку. И один, потягиваясь, выходя из театра, сказал: «Ну что, будем хвалить!» Так вот, я не для них работаю. А ещё мне кажется, что я искренний.
Наша справка
- Юрий Стоянов родился 10 июля 1957 года в Одессе.
- В 1974 году поступил в ГИТИС.
- После окончания института играл в Большом драматическом театре имени Товстоногова.
- Всенародную известность Юрий Стоянов получил после выхода на экраны программы «Городок», которую создал и вёл вместе с Ильёй Олейниковым.
- Был трижды женат.
- Дети от первого брака – Николай и Алексей Хлоповы – тележурналисты, от третьего брака – дочь Екатерина.
Смотрите также:
- Лиза Боярская: «Я готова любить и страдать. Но кто готов это со мной пережить?» →
- Александр Сирин: «Самый хороший возраст для актера – это когда ты востребован» →
- Анастасия Макеева: «Побаиваюсь работать в студии с мужем» →