24 января «золотому альту» России, Юрию Башмету, исполняется 61. Но артист до сих пор полон сил и новых идей. Например, думает над предложением своего друга, знаменитого иностранного композитора, сделать фестиваль... в кратерах спящих вулканов.
«Нас вновь зауважали»
«АиФ»: Юрий Абрамович, вы — «альтист № 1 в мире», «русский Паганини». «Гордишься своей страной», «Жить хочется», — говорят люди после ваших юбилейных концертов. А вот самому Башмету что даёт жизненную энергию?
Юрий Башмет: Патриотизм, творчество и любовь.
— То, что приток сил дают творчество и любовь, — ответ, вполне ожидаемый от музыканта. Но вот патриотизм... Он разве может быть аккумулятором вдохновения?
— Дерево не может быть без корней. Без роду, без племени ты не можешь быть счастлив. Патриотизм даёт цельное ощущение жизни. К счастью, сегодня наши люди начинают понимать: строить, творить, улучшать надо здесь, дома, в России. Я — патриот. Патриот-оптимист.
— А когда было время развала, жуткой неразберихи, всеобщей анархии, неужели это не вызывало у вас чувства отторжения и горького стыда?
— Мне было очень стыдно, когда у нас пошла перестройка. Я ведь начал гастролировать ещё при Брежневе. Прекрасно помню ощущение тыла, когда за твоей спиной многомиллионная мощная держава. Для кого-то — устрашающая. Советский Союз — это была единственная страна в мире, которая конкурировала с Америкой в военном деле, в космическом. Было приятное чувство гордости, что ты из великой страны.
И ещё тебя уважают, что ты приехал и — уехал. (Улыбается.) Потому что если приехал и там остался, то занимаешь место в социальном обеспечении. А так ты гастролирующий, известный музыкант, да ещё за твоей спиной такая держава.
А потом начался переходный период, перестройка... Мы упали тогда в глазах мировой общественности. Упали, потому что начали поносить самих себя, вывалили своё грязное бельё на обзор Европы и Америки. Мне тогда было очень не по себе. Но потом ситуация стала постепенно выправляться. А когда появился Путин, всё вообще выстроилось в стройную систему. Мы вновь сильная страна, внушающая уважение.
Меня спрашивают: «А что, вы любите Путина?» (С вызовом.) Да, я люблю Путина! А что?! А почему не надо его любить, когда это ответственный и порядочный человек, любящий свою страну?!
«В демократию я не верю!»
— Но, Юрий Абрамович, нынешнюю власть зачастую сравнивают с советским правящим органом — Политбюро ЦК КПСС. Многие критикуют современных руководителей страны и видят в их стиле управления страной признаки возрождения авторитаризма. Вас не смущает такая оценка?
— А нам обязательно нужна сильная рука! Мы такая нация — в широком смысле этого слова, — которая может раскачать, раскочегарить всё не задумываясь. У нас в крови бесшабашность. Тем более что мы теперь самая молодая нация в историческом плане.
Но, кстати, идеологическая атака, которая всегда велась против СССР, активно культивируется и сегодня против России. Куда ни приедешь — везде разговоры о КГБ. Представляете, они до сих об этом говорят! Я всем объясняю: «А у вас что, нет организации государственной безопасности — в вашей Америке, Франции или в Израиле?!»
И ещё, что касается сильной руки... Я лично вообще не верю в демократию! Что вы на меня так удивлённо смотрите? Я серьёзно. Демократия — это надуманная история такая... Иллюзорная. Компьютерная. Книжная. Ещё какая-нибудь — но только не реальная.
Я сталкивался с проявлениями, мягко скажем, не совсем демократии в странах, где считается, что она, эта демократия, на высоте. Та же Америка. Я не вижу там демократии! Я вижу только внешние проявления. Любой американец внешне настолько свободен, настолько раскрепощён. Но под всем этим кроется такое, что ну никак нельзя назвать демократией!
— И какую тогда модель развития может предложить для нашей страны дирижёр и руководитель оркестра Башмет? Вы считаете, что свобода русским не нужна?
— Нам нужны организованность, дисциплина, законность — а вот дальше пусть будет свобода. Свобода для меня — как Вселенная. Говорят, она бесконечная. Но если ты знаешь, что нет конца, то ты должен от чего-то отсчитывать. Всегда нужна точка отсчёта! Иначе это анархия. А я не верю в анархию в построении Вселенной. Понятно, что какой-то высший разум создал её с чего-то.
Поэтому и в молодой России должно быть что-то, что будет считаться точкой отсчёта. Мне кажется, что ею должна стать абсолютная законность. А дальше — занимайтесь творчеством, бизнесом, политикой, кто чем хочет. Но только не надо нарушать законы. Правила для всех едины.
«Не хватает культуры диалога»
— На днях один из наших медийных политиков назвал нашу оппозицию «лягушками с Болотной», «козявками в нечистом носу», «политическим мусором». Интересно было бы узнать и ваше мнение о российских оппозиционерах.
— Оно положительное. Существование оппозиционного движения — это действительно очень хорошо. Потому что наши первые лица прекрасно прислушиваются к этому голосу. Оппозиция помогает сформулировать запросы людей, направить общественные процессы в нужное русло.
Но вот их язык, а также поведение вызывают у меня большие вопросы... Нынешней оппозиции кажется, что им можно всё! Такие «деятели» мне не нравятся. Им не хватает культуры диалога. Особенно ярым националистам.
Но, думаю, скоро у нас будет оппозиция со здравым смыслом. Которая не против всего и всех. На самом деле, если такие, отрицающие всё и вся, окажутся у власти, они вообще ничего не сделают! Это ведь проще простого — критиковать то, что есть, и гарантировать, что будет лучше.
Материал впервые опубликован 30 января 2013 года.
Смотрите также:
- Виктор Ерофеев: «Это не гражданская война — это война ценностей» →
- Юрий Башмет: «Я не верю в демократию, она надуманная» →
- Юрий Поляков: «Такая демократия мне не нужна…» →