Популярный польский писатель и учёный Януш Леон Вишневский — частый гость в России, куда он с удовольствием приезжает, чтобы презентовать свои новые книги. Так случилось и на этот раз: из-под пера доктора химических наук вышел роман, который называется «Все мои женщины. Пробуждение».
АиФ.ru встретился с Вишневским, чтобы узнать, что стоит за сюжетом новой книги и когда ждать продолжения «Одиночества в Сети», сделавшего его самым популярным современным польским писателем.
Елена Яковлева, АиФ.ru: — Ваша биография удивляет: вы доктор информатики, доктор химических наук, специалист по молекулярной биологии, но пишете романы о взаимоотношениях мужчины и женщины. В какой момент вдруг поняли, что литература — это часть вашей жизни?
Януш Леон Вишневский: — Если честно, я до сих пор этого не понял (смеётся). Я пишу программы для химиков — это главная часть моей жизни. Как обычный человек каждый будний день иду на работу к 9 часам утра и освобождаюсь где-то в 20-21. Если есть настроение, время и мой мозг не занят мыслями о работе, то по вечерам сажусь писать книги. В основном посвящаю этому занятию выходные дни или же пишу в гостиницах.
Например, два дня назад я был в петербургской гостинице «Англетер», где повесился Сергей Есенин. Для себя я решил, что в этих стенах обязательно нужно что-то написать, чтобы потом можно было хвалиться: «Я писал книгу в той же гостинице, где работал над своей последней поэзией Есенин!» (смеётся).
— И действительно что-то написали?
— Конечно. Я написал отрывок новой книги, над которой работаю в соавторстве со своей подругой, главным редактором популярнейшего в Польше женского журнала «Пани». Мы уже написали вместе с Малгожатой Домагалик книги «188 дней и ночей» и «Между строк».
— А как же продолжение бестселлера «Одиночество в Сети», работаете над ним?
— Да, сегодня мой главный проект — это сиквел «Одиночества в Сети». Эту книгу очень ждут и в Польше, и в России: она должна выйти осенью 2018 года. Просьбы написать продолжение романа начали поступать уже через два года после его публикации, но я всегда отказывал издательствам, так как не гнался за гонораром и хотел поговорить с читателями на другие темы.
— Что же изменило ваше решение?
— В конце прошлого года я сам задумался о продолжении. Как вы помните, действие «Одиночества в Сети» происходит в 1996 году. Единственная физическая встреча героев, которые долгое время переписываются по электронной почте, происходит 18 июля 1996 года. А в 1997 году у главной героини рождается сын, которому сейчас должно было исполниться 20 лет.
Новая история будет рассказана с точки зрения сына. Я решил сделать его студентом института информатики, который всё знает об интернете. Он сможет сравнить общение в современной Сети с тем, которое было 20 лет назад, когда его мать переписывалась со своим возлюбленным. Всё очень сильно изменилось: сейчас вся молодёжь сидит в Facebook, «ВКонтакте», WhatsApp, Instagram, Telegram, Twitter... Но, несмотря на то, что в любую секунду мы можем взять телефон и связаться с кем угодно, люди по-прежнему остаются одинокими, по-прежнему хотят любить и быть любимы.
У моего нового героя есть девушка: студентка гуманитарного факультета. Однажды вечером она будет плакать, а на вопрос о причине слёз ответит, что прочла книгу «Одиночество в Сети». Таким образом я включу свой первый роман в сюжет второго. А главной интригой сиквела станет имя настоящего отца мальчика. Ответ на этот вопрос читателям до сих пор неизвестен, ведь физическая близость у его матери с главным героем первого романа была лишь однажды и, помимо Якуба, у неё был муж.
«История моего друга»
— Сейчас вы приехали в Россию с презентацией новой книги «Все мои женщины. Пробуждение»...
— Да, премьера романа на русском языке состоялась на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Я был приглашён на его открытие, после которого у меня была запланирована встреча с читателями в книжном магазине. На открытии должен был выступить Владимир Путин, он опоздал на мероприятие, и нам всем пришлось его ждать. Западная пресса по любому поводу пишет: «Во всём виноват Путин». И в этот раз я действительно могу сказать, что он виноват (смеётся). Из-за Путина моя встреча с читателями началась на полтора часа позже!
— Известно, что в своих романах вы предпочитаете описывать реальные истории. Кто же реальный герой вашей новой книги?
— Главный герой — это мой друг, профессор математики (если вы заметили, практически во всех моих книгах есть учёные, потому что я ленивый человек, мне проще писать о тех сферах, которые я знаю изнутри). Этот друг примерно моего возраста и так же, как и я, курит. Однажды он ехал на поезде на научный конгресс в Амстердам, вышел перекурить на станции и... упал. Без сознания на вертолёте его доставили в больницу. Сначала даже никто не мог установить его личность, потому что он выбежал покурить на перрон в чужом пиджаке, в кармане которого лежали документы другого человека.
Мой друг оказался в коме, пережил две клинических смерти и очнулся ровно через 6 месяцев. Всё так и было! Он позволил мне использовать его биографию.
— Что касается множества женщин, которые посещают главного героя романа, пока он пребывает в коме... Они тоже из жизни вашего друга?
— Мой друг — приличный мужчина, у него только одна жена и нет никаких любовниц (по крайней мере, он мне так говорит) (смеётся). Поэтому одни женщины на страницы романа пришли из моей жизни, другие — из жизни моих друзей. Но люди ошибаются, если думают, что «Все мои женщины. Пробуждение» — это книга о любовных романах. Это книга о «пробуждении» мужчины, который вдруг осмысливает всю свою жизнь. Эта книга о том, как важно быть осторожным и чутким по отношению к чувствам других людей.
«Загадка, которую я стремлюсь разгадать»
— В российской прессе практически каждая статья о вас начинается со слов: «Януш Вишневский прекрасно разбирается в женской психологии»...
— Это значит лишь то, что журналисты очень часто врут (смеётся).
— Тем не менее статус «главного по женской душе» вы заработали вовсе не случайно: в своих книгах вы возносите женщин на пьедестал...
— Да, я думаю, что женщины лучше мужчин. Я долго жил в «мужском мире»: сперва учился в морском училище, затем — на факультете физики, где из 140 студентов было всего 7 девушек. Женщины всегда оставались для меня загадкой, которую я стремился разгадать. Думаю, на английском, немецком и польском языках не осталось ни одной книги по психологии женщин, которую я не прочёл.
Потом у меня родились две дочери. Мне очень повезло, что они не стеснялись говорить со мной обо всём: они рассказывали о своих отношениях с молодыми людьми, о том, как влюблялись, как бросали мужчин и сами были брошены. Я многое узнал от своих дочек. Но главное о женщинах я узнаю от самих женщин: я просто их слушаю.
И всё же я знаю о женщинах не больше других мужчин. Обратное впечатление складывается лишь потому, что я написал бестселлер, а другие — нет (смеётся). Другие предпочитают молчать. Женщины хотят, чтобы мужчины говорили о чувствах, но если они это делают, то начинают подозревать их в метросексуальности. Поэтому нам, мужчинам, в этом мире очень трудно живётся (смеётся).
— Но, даже несмотря на все эти знания, однажды вы не смогли сохранить свой брак. Как думаете, почему?
— Это ещё раз подтверждает то, что журналисты врут. Если бы я так хорошо разбирался в женщинах, мы бы с женой не расстались.
Обладать информацией и уметь её использовать — это две разные вещи. Я прекрасно знаю, что происходит в мозге у человека, который чувствует влечение, и могу прямо сейчас нарисовать вам все эти молекулы. Но эти знания не помогают, когда я влюбляюсь сам. Влюблённость — это такое состояние, когда забываешь обо всём, что знаешь.