«Я умру без тебя». За что Гайдай полюбил Нину Гребешкову

Нина Гребешкова в фильме «Приключения Толи Клюквина» (1964) © / Кадр из фильма

Заслуженная артистка России Нина Гребешкова родилась 29 ноября 1930 года в Москве. Несмотря на то, что Нина Павловна сыграла в более чем 60 фильмах, широкой публике она известна в основном по ролям второго плана в картинах своего легендарного супруга Леонида Гайдая. Медсестра «Скорой помощи» в «Кавказской пленнице», Надежда Ивановна Горбункова, жена Семёна Семёновича Горбункова в «Бриллиантовой руке, Мусик/царица Тамара в «12 стульях». Но еще больше она прославилась в роли жены постановщика.

   
   

Она была замужем за Леонидом Гайдаем в течение 40 лет, до самой смерти гениального режиссёра. Леонид Иович в повседневной жизни был полностью зависим от своей супруги. 

«Леня был совершенно неприспособлен к быту, — признавалась в интервью „АиФ“ Нина Гребешкова, — Для Гайдая главной была работа — без съемок он себе жизни не представлял. Даже наша дочь Оксана была для него не так важна, как кино». 

А в повседневной жизни всё на себе тащила Гребешкова. Даже лампочки в доме вворачивала она. Леонид Иович ни в каких домашних делах не просто не участвовал, но даже не пытался. Например, однажды семье понадобилось купить новый диван. Так Гребешковой пришлось упрашивать Леонида Иовича воспользоваться своими льготами, которые были положены ему как инвалиду войны. На фронте он подорвался на противопехотной мине, то есть льготником был более чем заслуженным. Но вот пользоваться этими льготами забывал. 

Нина Гребешкова в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966) Кадр из фильма

Однажды Нина Павловна поняла, что не в состоянии больше заботиться о муже, дочери, организовывать всё хозяйство в одиночку, в то время как муж занимался исключительно искусством.   

Вдова режиссера актриса Нина Гребешкова на творческом вечере «Гайдай всегда Гайдай!» к 90-летию режиссера Леонида Гайдая в Доме кино в Москве. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

«Я сказала Леониду Иовичу, что ухожу, что чувствую себя загнанной лошадью и больше так жить не могу, — рассказывала «АиФ» Гребешкова. — Он сперва ничего не сказал. А потом прошептал: «Нинок, я умру без тебя». И я осталась... Потому что человеком он был прекрасным. Лёня мне и в ухаживаниях, и в семейной жизни очень напоминал Шурика из своей «Кавказской пленницы». Невероятно скромный, добрый... Например, он ночевал на вокзале после того, как провожал меня домой после репетиций в студенческом театре, где мы вместе играли, т.к. все электрички к тому времени уже заканчивали ходить. И вот однажды Лёня говорит: «Слушай, я устал вот так гулять. Будь моей женой». Я пошутила, что парой мы будем самой что ни на есть нелепой- разница в росте у нас 34 сантиметра. А он сказал: «Так это же здорово! Маленькую женщину можно на руках всю жизнь носить, а вот высокую женщину далеко не утащишь. После свадьбы мы поселились в комнате у моих родителей. Где, помимо мамы с папой, нас с Лёней жили ещё и мои братья...».

Режиссёры довольно часто снимают в главных ролях своих жён. Что в отечественном кино, что в европейском, что в Голливуде... У Гребешковой же с Гайдаем была совершенно другая ситуация, главные роли она сыграла у других мастеров. В своих фильмах Гайдай давал супруге исполнять только персонажей второго плана.

   
   

«Конечно, как любой актрисе мне бы хотелось сыграть главную роль, — признавалась Нина Павловна, — В конце жизни Лёня даже извинился передо мной: „Прости, что не поставил на тебя ни одного фильма“. А я отшутилась: „Зато ты не можешь сказать, что из-за меня картина не получилась“. Мне в его комедиях очень хотелось исполнить острохарактерную роль, но он меня видел в других образах. Я наотрез отказалась играть жену Сени Горбункова в „Бриллиантовой руке“ — ну такая она положительная, что у меня зубы сводило от скуки. Как Лёня меня ни убеждал, что это моя роль, я не соглашалась. В итоге он, по его словам, нашёл другую актрису. Уехал в киноэкспедицию в Сочи. И вдруг звонит оттуда: „Нинок, я заболел“. Я, конечно, ни на минуту не усомнилась в правдивости его слов, тем более что проблем со здоровьем у него было достаточно: и язва, и старое ранение, и перенесенный туберкулёз. Поехала. А на месте выяснилось, что актрису на роль Нади Лёня даже не искал и в списках актёров в „Бриллиантовой руке“ по-прежнему значится моя фамилия. Пришлось играть».

Юрий Никулин и Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука». Фото: www.russianlook.com  

Для Гайдая самым главным был актёрский состав в том виде, в каком он его видел, и никакие родственные связи и уговоры для него не играли роли. Кстати, отказы актёров от роли, которых режиссер уже «видел» в качестве главного персонажа, Гайдай, по воспоминаниям Гребешковой, переживал тяжело. Например, в роли Ивана Грозного и Бунши в «Иван Васильевич меняет профессию» Леонид Иович видел Юрия Никулина. Но тот отказался сниматься. Гайдай так переживал, что довольно долго думал, кто же сыграет самого запоминающегося персонажа в этой беспроигрышной истории. В итоге все оказалось к лучшему — в роли Ивана Васильевича блистал Юрий Яковлев.

«Все, кто смотрит фильмы Гайдая, удивляются: картина снята, мол, будто на одном дыхании, — говорит Гребешкова, — На самом деле процесс съемок всегда был мучительным, кропотливым. Снимать комедии намного тяжелее, чем мелодрамы. Не все знают, что гэги, т.е. шутки распределены в фильмах Гайдая с математическим расчётом. Леонид Иович сидел с часами и выверял по минутам, куда вставить очередной комический эпизод. Для него было важно, чтобы не было провала зрительского внимания, чтобы публика не заскучала ни на минуту...».

После смерти Леонида Гайдая Нина Павловна больше не вышла замуж. Она порой снимается в небольших ролях в кино и посвящает свободное время общение с дочерью и внучкой. 

«Знаете что я вам скажу? Хорошо, что Леня покинул этот мир раньше меня. Если бы я ушла первой, не знаю, как бы он без меня справился», — говорит Гребешкова.