Взяли силой. Какая участь ждала советских актеров-бодибилдеров

Алексей Ванин, Валентин Дикуль, Геннадий Четвериков, Сергей Рубан, Анатолий Попов, Валерий Козинец. © / Коллаж АиФ

Бодибилдинг (или культуризм) — явление далеко не новое, оно существовало в том или ином виде еще с конца XIX века, хотя массовым стало лишь во второй половине века ХХ. Само явление кинематографистов привлекало мало, а вот адепты бодибилдинга появлялись в различных фильмах регулярно — их фактура могла добавить комичности актерскому дуэту или же достоверности какому-нибудь уже сложившемуся образу. В 1950-е на Западе взошла звезда Стива Ривза, который много снимался в различных итальянских пеплумах и прославился ролью Геракла в дилогии «Подвиги Геракла». По его стопам пошли и другие культуристы — в разные годы в Голливуде работали Микки Харгитей, Питер Люпус, Франко Коломбо, Ральф Мюллер, Лу Ферриньо и, конечно, Арнольд Шварценеггер, который был чуть ли не главным актером боевиков 80-90-х.

   
   
Валентин Дикуль в фильме «Пеппи Длинныйчулок», 1984 г. Кадр из фильма

В СССР особой моды на бодибилдинг не было, а накачанные люди чаще всего были задействованы в цирковых представлениях — как, например, Валентин Дикуль, который, правда, больше известен своей методикой восстановления после заболеваний опорно-двигательного аппарата; но в «Пеппи Длинныйчулок» он все-таки появился в небольшом эпизоде. Но спрос на фактурных актеров (хотя бы второго плана) никуда не девался, а режиссер Сергей Бондарчук вообще хотел пригласить на роль Пьера Безухова в своей эпопее «Война и мир» известного штангиста Юрия Власова; но с этим не сложилось — и этого героя Бондарчук сыграл сам. Иногда доходило до курьезов — в «Бриллиантовой руке» огромного громилу, который пугает персонажа Юрия Никулина в подземном переходе, сыграл журналист Леонид Плешаков.

Впрочем, были среди советских культуристов и те, кто периодически снимался в кино — не всегда в главных, но в заметных ролях.

Алексей Ванин

Ванин не был профессиональным актером и не был в полном понимании этого слова бодибилдером. Он родился в 1925-м, прошел Великую Отечественную войну и лишь после Победы всерьез занялся классической борьбой. Но в этом виде спорта добился солидных успехов — был чемпионом своего родного города в Сибири, потом и Москвы, стал мастером спорта. При этом и в кино карьера у него складывалась — он сыграл несколько десятков ролей, причем заметных. Дебютировал в 1954-м с главной роли в фильме «Чемпион мира», затем в его фильмографии были «Карьера Димы Горина», «Джентльмены удачи» (это его герой спускал персонажа Евгения Леонова с лестницы), «Вечный зов», «Калина красная», «Агония», «Афоня», «Они сражались за Родину», «Через тернии к звездам»... Снимался до самого конца 90-х — конечно, в основном в эпизодах. А умер в 2012 году на 88-м году жизни, после продолжительной болезни.

Валерий Козинец

Козинец был профессиональным актером — окончил ВГИК, играл в Театре Ермоловой, а потом — в Театре-студии киноактера. Но у него был рост под два метра и весьма богатырские стати — что и помогло ему получить роль Руслана в сказке Александра Птушко «Руслан и Людмила». Любопытно, что на эту роль сначала претендовал Олег Видов, но тот вовремя не приехал на съемки — и Козинец из Рогдая переквалифицировался в главного героя. Богатырь из него получился, конечно, фактурный, впрочем, этот актер и раньше играл героические роли — например, гладиатора Спартака в фильме 1967 года «Разбудите Мухина». Но «Руслан и Людмила» так и остался вершиной его карьеры — в дальнейшем Козинец играл лишь роли второго плана, да и то не в самых громких советских кинофильмах. Скончался он в 2020-м на 92-м году жизни.

Анатолий Попов

У Попова, кажется, не было выбора, куда поступать после школы, — его родителями были режиссер Наум Бирман и актриса ленинградского БДТ Эмилия Попова. Он окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино, но вот с карьерой у него дела обстояли сложно. В его фильмографии всего несколько фильмов, в части из которых он сыграл еще школьником. Но свою стать Анатолий Попов на экране показал — его можно увидеть в фильме, который снял его отец, — «Трое в лодке, не считая собаки», где он сыграл роль мускулистого атлета, осмотрев которого герой Андрея Миронова все-таки решил сделать утреннюю зарядку.

Анатолий Попов в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», 1979 г.  Кадр из фильма

Геннадий Четвериков

Четвериков был человеком разносторонним — учился в военно-музыкальном училище, занимался борьбой и легкой атлетикой, отслужил в армии и работал в цирке, где показывал свою молодецкую силу. Именно в цирке его и заметили киношники со студии «Молдовафильм» — именно в молдавских фильмах он и снимался долгое время. Но запомнился он зрителям по роли лысого огромного пирата в фильме «Пираты XX века». Кинозвездой Четвериков, конечно, не стал, работал в кино редко, но пару раз снялся у Алексея Германа-старшего — в фильмах «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть богом».

   
   
Геннадий Четвериков в фильме «Пираты XX века», 1979 г.  Кадр из фильма

Сергей Рубан

Актером Рубан быть не собирался. Окончил МАИ, работал на заводе АЗЛК, но дело было уже в 1980-е, так что под влиянием фильмов со Шварценеггером он решил и сам подкачать мышцы. В 1985-м он выиграл первый чемпионат СССР по армрестлингу, а в 1990-м его позвали в группу каскадеров, которой руководил Мухтарбек Кантемиров — там он научился различным трюкам, в том числе и на лошадях. Рубан играл в театрах Москвы, сыграл около 20 ролей в кино — среди них роли в фильмах «Мордашка», «Действуй, Маня!», «Ширли-мырли», сериале «Моя прекрасная няня».

Сергей Рубан в фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», 1993 г. Кадр из фильма