Вытаскивала пикантные нюансы. Как Маргарита Терехова создавала свою Миледи

«Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978 год. © / Кадр из фильма

Для всех зрителей Советского Союза Маргарита Терехова — это прежде всего миледи Винтер из трёхсерийной музыкальной приключенческой телевизионной ленты «Д’Артаньян и три мушкетера». Лента побила все рекорды популярности. А Миледи стала визитной карточкой Маргариты Борисовны.

   
   

25 августа актриса отмечает 80-летие. Aif.ru проследил ее путь к славе.

Пожертвовала ребенком ради роли

Мало кто знает, что ради Миледи актриса отказалась от съемок в другом легендарном фильме — «Москва слезам не верит». Главную героиню Катю Тихомирову режиссер Владимир Меньшов сперва предложил сыграть именно Маргарите Тереховой, а вовсе не своей жене Вере Алентовой. В интервью «АиФ» Меньшов признавался: «Я хотел, чтобы у меня играла Маргоша Терехова. Она была одной из самых знаменитых актрис в то время, просто суперзвезда. Но Терехова выбрала съемки в "Трех мушкетёрах".  И тогда я попробовал Веру, хотя мне казалось, что она не очень подходит по многим компонентам, в том числе по возрасту».

Глядя на эффектную игру Маргариты Тереховой в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», телевизионная публика и предположить не могла, что в образе интриганки Миледи изначально по замыслу режиссёра должна была предстать совершенно другая популярная советская актриса. Дело в том, что Юнгвальд-Хилькевич видел в роли Миледи Елену Соловей. Но на тот момент артистка была беременна и отказалась от участия в фильме — Соловей всегда выбирала семью, какие бы роли ей ни предлагали самые знаменитые режиссеры. В итоге режиссёр пригласил на пробы Маргариту Терехову.

На момент кастинга Терехова тоже была в положении. Но такая яркая героиня, как миледи Винтер, показалась ей актерской удачей, и ради этой роли актриса прервала беременность. Как рассказывала в одном телевизионном интервью сама Маргарита Терехова, ей, которая прочла работы историков, когда готовилась к роли, миледи интриганкой никогда не казалась: «Таких женщин-шпионок на самом деле было две во Франции. Моя миледи и кардинал Ришелье на самом деле — крепкие государственники. Интересы государства для шпионочки леди Винтер — превыше всего».

«Мы все любовались Ритой»

А еще актриса подчёркивает, что в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» в её случае обошлось без изготовления париков: «Это мои собственные волосы. С годами они стали другими». Также актриса опровергает тот факт, что миледи должна была сыграть Соловей. «Я не знаю причин, по которым именно меня назначили на эту роль. Ведь всегда есть пробы, всегда».  Как вспоминал исполнитель роли мушкетера Атоса, народный артист РФ Вениамин Смехов в одном из телевизионных интервью, «когда Ритка шла по берегу, гуляя — тепло, Черное море — она была необыкновенно хороша. И очень отвлекала мужиков, актеров, которым нужно было драться на шпагах, от их прямого предназначения играть сцену. Вместо этого мы все любовались Ритой».

Вживалась в роль Терехова дотошно — перед сценой в Бетюнском монастыре, где Миледи допрашивает монашку, актриса попросила привезти ей настоящую косметичку тех времен, в которых разворачивается действие. Косметичку привезли из музея, всю в драгоценных камнях. Поэтому рядом во время съемок все время находился охранник с автоматом в руках — чтобы, не дай Бог, с музейным экспонатом ничего не случилось.

   
   

«Вытаскивала из себя пикантные нюансы»

Как говорит «Д’Артаньян» Михаил Боярский, «Маргарита взяла на себя функцию сочинения персонажа без режиссера. Огромное внимание уделяла гриму, костюму. И ради роли вытаскивала из себя всякие злобные женские и пикантные нюансы».

Терехова сама решала, как должна выглядеть ее героиня. Например, половину фильма она разгуливает в рубахе черного цвета, изначально сшитой для исполнителя роли лорда Бекингема. Как вспоминал режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, когда «Рита надела черную рубашку — причем шифоновую, под которой ничего не было — все ахнули. Грудь, особенно на боковом свете, была видна, как будто она раздета. И эта сцена прошла цензуру — потому что это было так прекрасно — ее грудь и эта женщина в лосинах, сапогах и этой рубашке. Красавица, соблазнительница. Из нее секс просто с треском вылетал».

В одной телепередаче Терехова рассказывала: «На Миледи была очень смешная реакция у определённой части публики. Ее образ неизгладимо врезался в психику разведчиков КГБ. Где бы я ни была с концертами, они вытягивались передо мной в струнку, прикладывали руку к груди и говорили: «Милэди». Считая, видимо, меня за их коллегу. В какой-то момент я даже испугалась чуть-чуть».

Отработав смену на съемочной площадке, Терехова смывала макияж, выходила из образа роковой женщины и мчалась в гостиницу, где ее ждала 8-летняя дочь Аня. Терехова готовила еду, стирала одежду, в один миг превращаясь из Миледи в обыкновенную мать-одиночку. Ведение хозяйства, кстати, Тереховой давалось с трудом. Как вспоминают коллеги известной актрисы, иногда у нее поселялись молодые женщины, которые вели дом бесплатно — настолько им хотелось пообщаться с кинозвездой. Как рассказывала в интервью Анна Терехова, тоже ставшая актрисой, её мать всегда говорила ей с братом: «Я встретила ваших отцов просто для того, чтобы вы родились».

Сегодня дети — единственная опора и поддержка знаменитой актрисы.  К несчастью, сегодняшняя жизнь знаменитой актрисы безрадостна. Врачами поставлен диагноз «сосудистая деменция». Последние годы Маргарита Борисовна не встаёт и не узнаёт родных, в том числе детей и внуков.