Вышли из роли. Почему Мальвина и Электроники не стали большими актерами?

Таня Проценко, Владимир Торсуев, Федор Дунаевский, Дмитрий Барков. © / Коллаж АиФ

Это сейчас дети могут «строить карьеры» в самом раннем возрасте — снимать ролики, зарабатывать миллионы и становиться кумирами для сверстников. Но пару десятков лет назад единственным окном в мир был телевизор, и, только попав на «голубой экран», можно было стать популярным. Детей, которые снимались в советских фильмах, знала и любила вся страна. Но далеко не всегда эта популярность приносила юным актерам счастье во взрослой жизни.

   
   

Таня Проценко — Мальвина из фильма «Приключения Буратино» (1975)

После этой роли все девочки Тане завидовали, одноклассники дразнили — от избытка чувств. А вот люди на улице чаще всего не узнавали ее без голубых локонов Мальвины и нарядного кукольного платья. Разве что огромные синие глаза выдавали в ней девочку из сказки.

На съемочной площадке семилетняя Таня сразу всех очаровала. Девочка была настолько артистична, что с легкостью перевоплощалась в свою героиню. Там же, на съемках, случилась и Танина первая любовь. В кадре строгая Мальвина отвергает влюбленного Пьеро, а в жизни он ей очень нравился: в таком костюме и гриме, да еще и с манерой речи, похожей на Вертинского. Ребята были очень дружны. Впоследствии Роман Столкарц, сыгравший Пьеро, стал детским врачом и даже помогал Татьяне, когда у нее болели дети.

Именно Татьяну Проценко хотел видеть главной героиней режиссер Леонид Нечаев в своем фильме «Про Красную шапочку». Даже сценарий писали именно для нее. Но Таня получила серьезные травмы после падения с велосипеда. Вопрос стоял о жизни и смерти. Врачи запретили девочке возвращаться на съемочную площадку, ведь кинопроцесс — это огромное напряжение для нервной системы, а после черепно-мозговой травмы такие нагрузки чреваты серьезными осложнениями, вплоть до расстройства памяти и речи.

После школы Татьяна поступила во ВГИК, стала киноведом. Счастье нашла во втором браке с актером Алексеем Войтюком. Посвятила себе семье, писала стихи.

А 2018 год разделил жизнь Татьяны на «до» и «после». У женщины диагностировали рак. Три года она мужественно боролась со страшной болезнью, но в 2021 году ее не стало.

«Для нее тот фильм был детским приключением. Она до конца жизни оставалась ребенком — верила в то, что добро победит зло, и это помогало ей в жизни…» — вспоминает муж Татьяны Проценко.

   
   

Братья Владимир (Электроник) и Юрий (Сыроежкин) Торсуевы , «Приключения Электроника», (1979)

Фильм «Приключения Электроника» вышел в 1980 году и сразу сделал харизматичных братьев — близнецов Торсуевых — любимцами всей страны. На роль Сыроежкина и его двойника — робота Электроника пробовались более трехсот пар близнецов. Ассистенты с ног сбились, разыскивая исполнителей главных ролей, гонцы были разосланы по всему Советскому Союзу. А нашлись будущие знаменитости в обычной московской школе. Мальчикам помогло не только личное обаяние, но и разносторонние интересы: с семи лет ребята играли в хоккей, прекрасно ездили на велосипедах, занимались в музыкальной школе, хорошо пели.

Во время съемок братья жили в Одессе без родителей, да еще и прекрасно зарабатывали — ставка юных актеров по тем временам было очень даже неплохой: 120 рублей в месяц. Так что мальчишки без зазрения совести спускали заработанное на детские развлечения и сладости.

«Для нас каждый день на съемочной площадке был праздником. Представьте, два 12-летних парня попадают в сказку… Нам абсолютно повезло, ведь команда взрослых актеров — это настоящие советские звезды… И отношение к нам было не как к мелюзге, а как к коллегам», — вспоминает Владимир Торсуев.

После выхода фильма на экраны мальчишки проснулись звездами. Однажды их неимоверная популярность чуть не сорвала спектакль в Большом театре. Мальчики пришли с бабушкой, в антракте в фойе к ним подошла женщина с вопросом: «Это вы?!» Тут же образовалась огромная очередь за автографами. В итоге начало второго акта задержалось на 25 минут. Беспрецедентный случай! Поклонники расписывали стены в подъезде в доме Торсуевых, влюбленные девчонки обрывали телефон. Но братья считают, что «медные трубы» они прошли без особых потерь, голову от внезапной популярности не потеряли. Более того, когда они выходили на улицу по одному, их даже не узнавали, потому что в жизни они не блондины.

Наверное, это и помогло пережить им огромное разочарование, ведь в кино их больше не приглашали. «Год проходит, нас никто не приглашает, два проходит… И мы поняли, что, получив актерское образование, можно при этом на всю жизнь остаться на задворках какого-то театра… И все, ты больше ничего не умеешь. Поэтому мы всю жизнь учились», — рассказывает Юрий Торсуев.

Молодые люди поступали в несколько вузов, ни один так и не окончив, работали таксистами, в 90-е занялись бизнесом — торговали чайниками… Потом жизнь привела их в Новосибирск, где братья создали свой музыкальный проект «Гараж Сыроежкиных». А в 2010 году вернулись в кино, правда, на небольшие эпизоды в сериалах. Очень маловероятно, что в их актерской судьбе случится еще один фильм масштаба «Приключений Электроника». Но Торсуевы убеждены — им все равно очень повезло, что в детстве у них было такое захватывающее приключение.

Дмитрий Барков — Петров из фильмов «Приключения Петрова и Васечкина» (1983), «Каникулы Перова и Васечкина» (1984)

Диму Баркова и Егора Дружинина утвердили на роль Петрова и Васечкина сразу после окончания третьего класса. Ребята отдыхали в летнем лагере от Всероссийского театрального общества, так как папа Егора был хореографом в театре, а папа Димы — актер. Там их увидел режиссер фильма Владимир Олейников и пригласил на пробы в Москву на киностудию им. Горького.

Съемки фильма растянулись на полгода. Мама Димы даже уволилась с работы, чтобы поехать на съемки в Одессу вместе с сыном.

«У нас смены были, как у взрослых, часов по десять, причем серьезные, с переработками…» — рассказывает Дмитрий.

На юных актеров обрушилась лавина славы. Их и в жизни стали часто называть именами героев фильма. Невозможно было выйти на улицу, все сразу начинали шушукаться: это же Петров, это же Васечкин.

«Популярность была очень тяжелой, — вспоминает Дмитрий. — В какой-то момент я поймал себя на мысли, что не хочу никому смотреть в глаза, хожу и смотрю себе под ноги. Лишь бы меня не узнавали».

Дима учился в престижной ленинградской школе с углубленным изучением английского языка, но через полгода съемок сильно отстал от программы. Пришлось перейти в другую, обычную школу, где в первое время мальчик столкнулся, как сейчас бы сказали, с хейтом и буллингом. Многие пытались уколоть «зазнавшуюся звезду». Диме пришлось доказывать, что он вовсе не зазнается. А в карманах своей куртки он постоянно находил записки с признаниями в любви… Не сломаться под таким прессингом славы Диме помогла природная скромность.

Дмитрий Барков. Фото: Коллаж АиФ

После школы он поступал одновременно на актерский и экономический факультеты, но отдал предпочтение последнему. Сейчас Дмитрий руководит детской киношколой в родном Питере: «У меня была минута славы. Но я выбрал себе другую профессию. И если о чем и жалею, то о том, что у нас сейчас нет хороших детских фильмов…»

Федор Дунаевский — Иван Мирошников из фильма «Курьер» (1986)

Федор попал в кино в 17 лет, сыграв ироничного, немного странного подростка в фильме Карена Шахназарова. По словам Федора, кино помогло ему выжить и подзаработать.

«Тогда все подростки были трудные, — уверен актер. — Ну да, я стоял на учете в детской комнате милиции. Бывали и драки. А у кого их не было? Тем более я защищался. Но так как я занимался рукопашным боем, то для тех, кто на меня нападал, заканчивалось все плачевно».

Так ярко и точно сыграть подростка, переживающего развод родителей, помогла Федору его собственная история. Он, можно сказать, остался сразу без двух родителей. После развода папа Федора довольно быстро женился второй раз и уехал за границу, а мама на полгода легла в психиатрическую больницу. Мальчику пришлось самому зарабатывать на жизнь. Он устроился в детский сад дворником и в больницу санитаром.

Когда «Курьера» показали на Московском международном фестивале, председатель жюри Роберт де Ниро хотел отдать главный приз за мужскую роль именно Федору Дунаевскому. Но жюри его не поддержало, ведь у номинанта не было даже актерского образования. Де Ниро обиделся, сам позвонил юному актеру и предложил поехать в Америку учиться. Но юноша поразмыслил: там же надо на что-то и где-то жить, не согласился. И не прогадал, снявшись еще в одном замечательном фильме «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) у самого Эльдара Рязанова.

Дунаевский гастролировал по стране с творческими вечерами. На встречи с молодой звездой публика валила валом.

Потом был отъезд в Израиль, возвращение в Россию, учеба на режиссерском факультете ВГИКа на курсе у Сергея Соловьева. Но институт Федор так и не окончил, да еще и рассорился с мастером. Уехал в Европу, основал в Италии собственный бизнес по перевозкам, а потом снова вернулся на родину. Стали поступать предложения о съемках в кино. «Появился спрос, меня приглашают, я соглашаюсь. Глупо отказываться. Три съемочных дня — 300 тысяч. И дальше занимайся, чем тебе нравится…» — прагматично заявляет Федор. А занимается он сейчас музыкой, записал диск на итальянском языке. Воспитывает шестерых детей от трех браков.

Как он пережил разочарование от ранней славы, от мира кино? А он, по его словам, никогда им и не очаровывался.

По материалам программы «Центральное телевидение».