Второй после Шекспира. Почему нужно прочесть Бернарда Шоу

Джордж Бернард Шоу. © / www.globallookpress.com

Пожалуй, в России далеко не все читали пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Цезарь и Клеопатра», «Пигмалион» и другие произведения Джорджа Бернарда Шоу, хотя автора ещё при жизни назвали «вторым драматургом английского театра после Уильяма Шекспира». Более того, он единственный в мире человек, удостоенный одновременно «Оскара» и Нобелевской премии. АиФ.ru рассказывает, что нужно знать об ирландце, который навсегда вошёл в историю английской литературы.

   
   

Не такой, как все

С самого детства Шоу отличался от своих сверстников — сатирик на всё имел собственное мнение. Особенное недовольство у него вызывала традиционная система образования. Всю жизнь драматург считал школу самым вредным этапом своего обучения: «Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу — учителю». С самых юных лет он больше времени старался уделять чтению.

Насилие над собой долго продолжаться не могло: Шоу «сбежал из классической школы», когда ему «угрожали занятия Гомером». В возрасте 15 лет драматург начал работать клерком, а сам усиленно занимался в библиотеках. Будущий нобелевский лауреат никогда не сомневался, что дело его жизни — литература. Долгие годы он осаждал редакции, работал музыкальным критиком, литературным рецензентом, театральным обозревателем.

Бернард Шоу, 1900 год. Фото: www.globallookpress.com

Ещё в юности Шоу написал несколько романов, которые сперва отвергли все английские издательства. С пьесами великого драматурга тоже было не всё гладко. Одна из них — «Профессия миссис Уоррен», впервые поставленная в 1902 году, была запрещена цензурой; другая — «Поживём — увидим» 1895 года — после нескольких репетиций была отклонена; а третью — «Оружие и человек», написанную в 1894 году, вообще никто не понял.

Но упорства автору было не занимать, он продолжал работать в собственном стиле, исключительном для драматургов викторианской эпохи. В каждом своём произведении Шоу поднимал моральные, политические или экономические проблемы, нещадно критиковал пороки английского общества и их быт, включая даже институт брака. А своим главным оружием писатель избрал смех: «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду».

Фото: www.globallookpress.com

Не нужно «Нобеля»

Всего Шоу создал более 60 пьес, несколько романов, критических произведений, эссе, и некоторые ещё при жизни автора стали особенно популярны. Среди них пьеса «Дом, где разбиваются сердца», которую Шоу назвал «фантазией в русской манере на английские темы», и «Пигмалион», написанная специально для английской актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл. Почти через 20 лет Шоу вернётся к этому произведению, чтобы в соавторстве с Иэн Дерлимпл, Сесил Льюис, В. П. Липскомб написать по нему киносценарий.

Экранизация пьесы «Пигмалион», в которой Шоу показал, что люди из разных социальных классов отличаются только внешне, во многих странах пользовалась большим успехом и в 1938 году получила премию «Оскар» за лучший сценарий.

   
   
Бернард Шоу в Лондоне. Фото: www.globallookpress.com

В 1925 году заслуги Шоу признал Нобелевский комитет, он присудил писателю одну из наиболее престижных международных премий с формулировкой «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Узнав об этом, сатирик пошутил: «Очевидно, премию мне присудили в благодарность за то, что я облегчил в 1925 году положение всего мира, ничего не опубликовав в этот год». Поблагодарив шведскую академию за признание, он заявил, что отказывается от денег, которые полагаются лауреату. Писатель был уверен, что они, как «спасательный круг, брошенный пловцу, который уже благополучно добрался до берега».

Информация об эксцентричном поступке драматурга вызвала неоднозначную реакцию, многие стали писать Шоу письма с просьбой отдать деньги им, раз уж настолько богат. Но и здесь автор «Пигмалиона» не растерялся, в одной из газет он опубликовал один ответ всем, кто просил у него денег: «Я сейчас отрабатываю двойственное выражение лица. Оно у меня должно выражать бесконечную душевную щедрость и в то же время — зверскую готовность на всё, лишь бы не спасать никого из американцев от разорения, высылая почтой пятьсот долларов. Изобретение динамита ещё можно простить Альфреду Нобелю, но только враг человеческий мог изобрести Нобелевскую премию!»

Бернард Шоу купается в море в свой 93-й день рождения. Фото: www.globallookpress.com

Почётный гражданин

Шоу много путешествовал, в том числе в 1931 году он посетил СССР, где состоялась его личная встреча с Иосифом Сталиным. Возвращаясь из Советского Союза домой, он заявил: «Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны — страны отчаяния… Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена… Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

Шоу всегда активно занимался политикой. А когда к власти пришла лейбористская партия, для которой он сделал очень многое, драматургу в знак благодарности предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказался. Лишь в 90-летнем возрасте Шоу всё же согласился стать почётным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где провёл свои молодые годы.